Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Газета «Тифлисские ведомости» (1830 г):
«Женщина в Осетии есть образец трудолюбия. Она в сем отношении заменяет собой одна нескольких мужчин. Девушки не скрываются от глаз посторонних людей и чужестранцев и могут ответствовать скромно на все их вопросы, но не заводить с ними продолжительных разговоров. Труд и частое движение на чистом воздухе развивает стан девушек и делает их крепкими, стройными, свежими и румяными. Сему немало способствует и простая, весьма умеренная их пища. Редкое же употребление ими горячих яств, доставляет зубам их прелестную перловую белизну.
Осетины в образе домашней жизни вовсе не сходствуют с восточными народами. Внутренность осетинской сакли не убирается низкими и широкими помостами, называемыми тахти, на коих праздные азиатцы днем сидят, поджавши ноги, а ночью дремлют полуголые. В каждой осетинской сакле для ночного успокоения находятся кровати, совершенно подобные нашим, покрытые войлоком, на них спят раздетые, а часто и совершенно нагие. Осетин не садится на пол по-азиатски и не умеет подгибать ног под себя. Он имеет на сей предмет в своей сакле, расставленные около стен скамьи высокие, но узкие, украшенные грубой резной работой и небольшие круглые кресла на низеньких ножках, вышиной от полу не более пяти или шести вершков.
Посуда его совершенно подобна домашней посуде российских сельских жителей и состоит из медных и чугунных котлов, глиняных горшков и кувшинов, деревянных чашек и бокалов, таковых же ложек, ведер, ушатов, корыт, лотков, подойников и проч. В зимние месяцы, посреди сакли, на домашнем очаге беспрерывно день и ночь пылает огромное бревно, вокруг коего сидят обыкновенно осетины с малолетними детьми своими и беспечно куря табак из маленьких трубок, рассказывают им удалые свои подвиги; между тем, как жены и взрослые их дочери, презирая зимний холод и резкий ветер, который, часто проникая через стенные щели, клубит по сакле во все стороны пепел и едкий дым, прилежно занимаются различными домашними работами».
Верещагин А., русский генерал, писатель (1877 г):
«Я побывал в Осетинском дивизионе. Какой все видный народ осетины, молодец к молодцу, точно в подбор! Весь дивизион состоял из охотников. Лошади, их оружие были гораздо богаче, чем у казаков. У некоторых всадников полное снаряжение с лошадью стоило 700-800 руб. иже 1000 руб., тогда как у казаков оно стоило 150-200 руб. Что мне в особенности бросилось в глаза у осетин – это их осанка и походка. Каждый осетин имел походку, точно князь какой: выступал важно, степенно, с чувством собственного достоинства. Вот описание боя у Дели-Сулы 22 июня 1877 года: «Командир Владикавказского полка полковник Левис, узнав все, что относилось до его полка, уже скакал к своим осетинам. Выехав вслед за ним на левые высоты, я увидел, как черкесы джигитовали, вытянувшись густою вереницей на ближайшем к нам поперечном кряже. Осетины развернулись конною цепью в трехстах шагах от противника, от которого отделяла их глубокая балка.
Никогда не видавши черкесской схватки, я невольно был очарован открывшимся мне зрелищем. Настоящая боевая джигитовка была в полном разгаре; ружейная стрельба трещала холмам; в густом пороховом дыму мелькали кабардинцы, осетины не уступали в ловкости черкесам; их обычно покойный взор заискрился под свистом пуль и гул знакомых звуков выстрелов, казалось, ободрял их молодечество и удаль. Этот поединок соплеменных противников был первою задунайскою пробой осетинской верности русскому знамени. Горцы манили их на свою сторону и, после ответов, пришедшихся им не по нраву, пули летели в отместку осетинам. Для примера упомяну об одном из таких случаев, происшедших на моих глазах. Турецкий черкес, перестреливаясь с прапорщиком осетином Абисаловым, громко спросил его: магометанин он или христианин? В ответ раздался веселый возглас: «Я христианин». Хотя стрелявший был мусульманином. Пронзительная брань пролетела в воздухе и выстрелы затрещали: у Абисалова оказались простреленными полы черкески, но сам он отделался легкою контузией в ногу. В ночном бою под Самовидом 3-го июля кавказской дивизией было взято три знамени, из них два взяты с бою в одиночных схватках осетинами Гуда Бекузаровым и Бесланом Сокаевым»
Гейн Гофман, немецкий писатель (1982 г):
«Во время праздника я загляделся на шкуру медведя, висевшую на стене. Хозяин дома заметил это и, решив, что она мне понравилась, встал, подошел к стене, снял шкуру и преподнес ее мне, сказав, что дарит ее. Мне было неудобно принимать этот подарок, однако хозяин настоял на своем. Работник Обкома Компартии, сопровождавший меня, пояснил ему, что издревле в Осетии существует обычай: все, что понравится гостю, хозяин обязан подарить ему. Отказ от подарка – большая обида для хозяина дома.
В последний день своего пребывания в Осетии я присутствовал на пиру. Вспоминаю такой эпизод: я сидел между двух стариков, не подозревая, что они – отец и сын. Я удивился, когда узнал, что отцу 112 лет, а сыну – 90. На вид я дал бы им 60-70 лет: веселые, энергичные, с мудрыми речами. Я удивился еще больше, когда отец сказал мне, что его отцу 132 года и, он сожалел что тот не приехал с ними, объяснив его отсутствие тем, что тот стал лениться сесть на коня. А о себе рассказал следующее: с детства он был смелым парнем, хорошим наездником. Его имя было известно всем в округе. В 1867 года император Александр послал его в Париж на первую всемирную выставку, где он должен был показать удаль наездника. Этот случай для него самый памятный в жизни.
В Германии было бы сенсацией, если бы кто-нибудь прожил 100 лет. Я спросил старика, в чем секрет его долголетия. Старик улыбнулся, налил стакан вина и, подняв его, ответил, что он знал норму вина и пищи, и посоветовал мне учесть это, если я хочу прожить много лет. По словам старика, он еще и сейчас пасет скот, и свежий воздух способствует здоровью».