14-15 июня 2016 года в Женеве состоялся очередной раунд международных дискуссий по безопасности в Закавказье. В нем приняли участие делегации Республики Южная Осетия, Республики Абхазия, Грузии, Российской Федерации, США, а также представители ЕС, ООН и ОБСЕ.
Югоосетинскую делегацию возглавлял Полномочный представитель Президента по вопросам постконфликтного урегулирования М.К. Джиоев.
Дискуссии проходили в двух рабочих группах: по безопасности и по гуманитарным вопросам.
Общая атмосфера на раунде была осложнена в связи с принятой 7 июня 2016 года очередной раз на Генеральной Ассамблее ООН резолюции по проблеме беженцев. Принятие этой резолюции, проект которой ежегодно вносится Грузией на протяжении нескольких лет, было расценено делегациями Южной Осетии и Абхазии как политизированный шаг, препятствующий решению сложной гуманитарной проблемы беженцев в рамках Женевских дискуссий. Было распространено соответствующее совместное заявление делегаций Южной Осетии и Абхазии.
В рабочей группе по безопасности главное внимание было уделено вопросам неприменения Грузией силы против Южной Осетии и Абхазии и обеспечению безопасности и стабильности в регионе в целом. Югоосетинская делегация предложила на этом раунде принять краткое заявление участников дискуссий о приверженности принципу неприменения силы с твердыми международными гарантиями. Однако неконструктивная позиция грузинской делегации не позволила завершить такую работу над текстом совместного заявления. Более того, грузинская делегация вновь подтвердила неготовность к работе над двусторонними соглашениями о неприменении силы с Южной Осетией и Абхазией. Югоосетинские участники отвергли попытки грузинской делегации увязать работу над юридически обязывающими документами с двусторонними российско-югоосетинскими и российско-абхазскми отношениями, подчеркнув, что российско-югоосетинские отношения основываются и развиваются исключительно на международно-правовой основе и ни в коей мере не угрожают безопасности Грузии или какого-либо государства.
В то же время, как отметили югоосетинские и абхазские участники, дальнейшее сближение Грузии с блоком НАТО, появление на территории Грузии структур НАТО, подтягивание подготовки грузинских военнослужащих до уровня натовских войск представляют собой большую угрозу для стабильности в регионе. Было обращено внимание на воинственные заявления представителей грузинских властей, в частности спикера парламента Усупашвили, сделанные в связи с проходившими в мае на территории Грузии крупномасштабными совместными учениями Грузии и НАТО.
Обсуждая вопросы безопасности и стабильности в районе югоосетино-грузинской государственной границы, участники встречи отметили отсутствие за последнее время серьезных инцидентов. Вместе с тем, югоосетинские участники отметили недопустимость нарушений границы со стороны Грузии, связанных со сбором дикорастущих растений или сельхоз работами. При этом категорически были отвергнуты пропагандистские выпады грузинской стороны о якобы имевших место фактах задержания людей на грузинской территории как не соответствующие действительности. Было также вновь разъяснено, что все работы по обозначению линии границы югоосетинские службы проводятся исключительно на югоосетинской стороне границы. Югоосетинская делегация вновь повторила предложение грузинской стороне приступить к совместной двусторонней работе по делимитации и демаркации государственной границы между Республикой Южная Осетия и Грузией.
Участники дискуссий положительно оценили деятельность механизма предотвращения и реагирования на инциденты в районе югоосетино-грузинской границы (МПРИ), и действующей «горячей линии». При этом было указано на недопустимость нарушения границы грузинскими полицейскими и наблюдателями Миссии ЕС.
Состоялся обстоятельный разговор по гуманитарным вопросам, первоочередное внимание в котором было уделено судьбе без вести пропавших граждан Южной Осетии. Участники согласились на очередной встрече в Женеве приступить к согласованию проекта документа, отражающего общие принципы подхода к проблеме пропавших без вести.
Обсуждая вопросы культурного наследия, югоосетинские участники вновь поставили вопрос о возврате Южной Осетии уникальной иконы-триптиха, похищенной из югоосетинского музея и ныне находящейся в Грузии. Вновь было обращено внимание на проблему угрозы сохранности осетинских историко-культурных памятников на находящихся под контролем Грузии территориях Восточной Осетии, куда не допускается изгнанное оттуда осетинское население. Осетинские представители вновь призвали допустить экспертов для обследования и оценки состояния памятников осетинского историко-архитектурного наследия в долине Тырсыгом.
Дискуссия по проблеме беженцев на завершившемся раунде не проводилась.
В завершение работы состоялось подведение итогов состоявшегося раунда.
Очередной раунд дискуссий намечен на октябрь 2016 года.