Часть I
Уже более пяти лет продолжается кровопролитная война в Сирийской Арабской Республике (САР), уносящая ежедневно десятки и сотни жизней. Волна беженцев захлестнула страны Европы. Как же получилось, что мирная цветущая страна оказалась на грани уничтожения?
В марте 2011 года, на волне прокатившихся в ряде арабских стран Северной Африки антиправительственных выступлений, получивших название «Арабская весна», массовые беспорядки начались и в Сирии. Примерно за месяц до начала волнений в социальной сети Facebook появилась новая группа «Сирийская революция-2011», призывающая к «Дню гнева» в городах САР против президента страны Б.Асада. Одновременно Facebook блокировала страницы сторонников действующего главы государства. Дата начала политического флэшмоба была назначена на 4 февраля.
Отдельные группы выступающих стали требовать больше демократических прав и свобод. Казалось бы, чем они плохи? Но дело в том, что в многонациональном и многоконфессиональном светском государстве, каковой была Сирия, противники Асада под демократией понимали совсем не то, что кажется на первый взгляд. Это со всей наглядностью и жестокостью продемонстрированы во время массовых зверских убийств христианских священников, монахов и монахинь, рядовых христиан, представителей и священнослужителей других религий, включая и различные течения традиционного ислама. Изуверские формы убийств хлынули на человечество с укреплением сирийской оппозиции. Все это совпало с возникновением на части сирийских и иракских земель так называемого Исламского государства (ИГ ). На территориях, подконтрольных исламистам, утверждались законы шариата, было узаконено рабство, начали разрушаться объекты культурного наследия человечества.
Первоначально боевые действия велись между правительственной армией и формированиями «Свободной сирийской армии» (ССА). Главной организацией сирийской оппозиции был Сирийский национальный совет (СНС), в который на тот момент входили все антиправительственные фракции. Однако впоследствии в рядах оппозиции произошёл раскол — первыми из его состава вышли курдские организации, сформировавшие собственное правительство «Высший курдский совет», а в 2013 году наиболее радикальные исламистские группировки образовали «Исламский фронт». Из-за раскола в рядах повстанцев позиции ССА существенно ослабли, и светская оппозиция отошла на второй план. Ведущую роль в противостоянии правительственным силам стали играть различного рода исламистские группировки, среди которых наиболее боеспособными являются террористические организации «Джебхат ан-Нусра» (он же - «Фронт ан-Нусра») (местное отделение Аль-Каиды) и «Исламское государство».
Стремительное наступление ИГ летом 2014 года, а также захват террористами значительных территорий стали поводом для начала военной интервенции США и её союзников (Австралия, Бахрейн, Великобритания, Германия, Дания, Иордания, Канада, Катар, Нидерланды, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Франция). С 30 сентября 2015 года к борьбе с международным терроризмом, по официальной просьбе президента Б.Асада, подключились российские ВКС, которые координируют свои действия с правительственными войсками САР. Стоит отметить, что в отличии от западных союзников Россия действует на территории иностранного государства в соответствии с нормами международного права.
На сегодняшний день сторонами конфликта являются сторонники президента (Сирийская арабская армия), формирования сирийской оппозиции («Свободная сирийская армия»), курдские отряды народной самообороны, а также различного рода исламистские террористические группировки (ИГ, Фронт ан-Нусра и т. д.).
Причинами складывающейся ситуации, конечно, можно назвать бедность местного населения и религиозные разногласия. Но все-таки, во главе угла стоят геополитика, деньги и нефть. Под видом борьбы суннитов с шиитами в Сирии происходит столкновение жизненных интересов сверхдержав.
ИА «Рес» держит руку на пульсе происходящих в Сирии событий, и в следующих выпусках ознакомит читателя с действиями и интересами сторон, участвующих в конфликте.
Инал Плиев,
международный эксперт ИА «Рес»