В этом году исполняется 10 лет со дня регистрации Министерством юстиции Республики Южная Осетия Общества югоосетинско-болгарской дружбы им. М.П.Санакоева.
Оно проводит многогранную работу по укреплению дружественных связей между народами Южной Осетии и Болгарии. В связи с этим, мы публикуем статью председателя Общества, видного осетинского учёного, директора ЮОНИИ им. З. Н. Ванеева, кандидата исторических наук, доцента Роберта Гаглойти, посвященную некоторым аспектам исторического прошлого осетинского и болгарского народов.
Буквально на днях в Болгарии, в 35 километрах от города Добрича в Южной Добрудже найден аланский некрополь. Это уже второй аланский некрополь, обнаруженный в Болгарии за последние шесть лет.
Данная находка произвела на осетинских ученных неизгладимое впечатление. Любая находка артефактов или неартефактов, связанных с нашими предками скифами, сарматами и аланами вызывает несомненный интерес с точки зрения констатации расширения зоны расположения памятников материальной культуры, памятников культурного наследия нашего народа. Это – большой стимул для последующих научных исследований.
Думаем, что болгарским ученым выдалась большая удача в деле выявления очередного аланского некрополя, изучение материалов которого внесет определенную лепту в решении некоторых вопросов этногенеза осетин и уточнения сведений хронологического характера.
Считаем, что нам надо в обязательном порядке организовать поездку группы ученых – алановедов-археологов в Болгарию для ознакомления (и может быть даже участия!) с работой болгарских ученых. Поделиться опытом работы, что может способствовать более углубленному раскрытию тайн древней истории, истории освещающей жизнедеятельность наших отдаленных предков-алан.
Следует отметить, что в Болгарии весьма активно идут археологические раскопки, планомерно развивается историческая наука. В 2010 году наши болгарские друзья организовали для нас поездку в Долину фракийских царей на место раскопок гробницы фракийского царя Сифта V, который жил в III веке до н.э.
Интерес вызывает факт, что та часть кургана, под которым обнаружено погребение и которое было расчищено болгарскими учеными, было подготовлено для посещения экскурсионными группами. Т.е. это фактически один из филиалов Государственного археологического музея расположенного в столице Болгарии – Софии.
Еще больший интерес вызывает и то, что раскопки означенного кургана, одного из тысячи неисследованных, продолжаются (вскрыта только часть курганов), что не мешает работе расположенного здесь же в Центральной части кургана, музея.
Мы были свидетелями посещения группой школьников музея-гробницы Сифта V. Удивление вызвало то обстоятельство, с каким благоговением в Болгарии относятся даже школьники к своим древностям.
Несмотря на то, что большая группа школьников имела на руках некоторую часть съестных припасов, после их отъезда, в зоне расположения музея не осталось даже обрывков бумаги. Надо было видеть с каким вниманием они слушали экскурсовода и какие вопросы задавали. Это пример для подражания.
Молодцы!
Из исторических источников нам известно, что аланы, аланский (осетинский) народ, относятся к реликтовому народу индоиранской группы индоевропейской семьи.
Социальная структура скифо-сармато-аланской или североиранской общности с течением времени (II тыс. до н.э. – II тыс. н.э.) закономерно претерпевала и претерпевает определенную эволюцию.
При всем многообразии воздействия на аланскую (осетинскую) культуру инокультурных этнических сообществ и даже цивилизации, она, в своей основе, и сегодня остается «североиранской».
Аланы – ираноязычные кочевники, впервые фиксируются древними письменными источниками в середине I в. н.э.. Сформировавшийся как народ аланы уже в I в. н.э. становятся известны на территории, от Средней Азии до Балкан. На огромном пространстве от Испании на западе до Ирана на востоке, от Британии на севере до Африки на юге.
Ираноязычные пришельцы оказали такое влияние на быт и культуру народов Старого Света, что автор «Истории Британии» эпонима (родоначальника) Европы назвал Аланом.
В Риме и Константинополе они стояли во главе кавалерийских отрядов, полков, армии, были крупными землевладельцами и консулами, патрициями и претендентами на императорский трон (Аспар, Ардабур и др.).
Примечательно, что несколько алан было канонизировано католической церковью.
Заметный след оставили аланы и в истории народов юго-восточной Европы. Показательно в этом отношении иранское имя основателя Дунайской Болгарии хана Аспарука. Лингвисты в этнониме видят иранский термин Aspa-чик «светлый конь» и рассматривают это как свидетельство тесного переплетения «болгарских и иранских элементов».
Некоторые современные болгарские исследователи полагают, что население протоболгарского социума изначально явилось полиэтническим, включавшим в себя потомков сарматов.
Следует отметить, что несомненный интерес вызывают работы болгарского исследователя Живко Войникова, который опубликовал книги, проливающие определенный свет на интересные и малоисследованные аспекты по истории алан и протоболгаров. Так, в 2009 году вышла его книга - «Этногенез и миграции в Евразии, в древности и раннем средневековье и место протоболгаров в этом».
Думаю, что значительное место занимает в истории алано-осетино-болгарских отношении его выпушенная другая книга - «Алано-древнеболгарское письмо», где автором подчеркивается, что протоболгары и аланы на Кавказе (?!) и в Северном Причерноморье жили близко друг к другу, причем имелись и смешанные поселения (!) и таким образом была сформирована т.н. общая салтово-маяцкая археологическая культура.
Автор приводит данные о том, что правящая династия у болгар носила имя «Дуло», а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, наследниками которых являются осетины. (Ср.Туалцы-туал-гом -Туальское ущелье и т.д. - Г.Р.)
Как считает Ж. Войников, и что крайне интересно на мой взгляд, «... до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие-славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русской литературе) и «алано-болгарский». В качестве примера он приводит: болгарское Аспарух и осетинское Аспарæг - победитель, наступающий, Кубрат / Хубрат - из общеиранского «хуб» - хороший, добрый. По-болгарски и теперь «хубаво» – красивое, хорошее. Приводятся и другие многочисленные примеры. Немаловажно и то, что Ж. Войников считает одним из корней протоболгар не только тохарское начало племени «Цзе» и «Булоцзи» в Турфане и Восточном Тянь-Шане, но и Кавказ.
Считаю очень важным тот факт, что книга Живко Войникова «Алано-древнеболгарское письмо» была переведена на русский язык и наш институт намерен издать её в Южной Осетии. Нам надо будет найти финансовые средства для выпуска этой книги, и наверное, нам поможет в этом Правительство РЮО.
Явный интерес вызывает сообщение об очередных успехах болгарских ученых-археологов обнаруживших аланский могильник в Южной Добрудже. Судя по тексту и фотографиям, которые были присланы нашими болгарскими друзьями и коллегами – выявленный некрополь, несомненно, явится очередным доказательством связи древних аланов и протоболгар.
Хотелось бы, конечно, поучаствовать в стационарных полевых работах, проведенных болгарскими коллегами, тем более, что у осетинских ученых-археологов уже есть большой опыт работы по выискиванию аланских катакомбных (таких же, как и в Добрудже) погребений.
Желаем нашим болгарским друзьям, коллегам больших успехов в научных изысканиях.
Все то, что нас объединяет (исторические связи, обычаи, ментальность и т.д.), дает нам право не забывать богатое историческое прошлое и надеяться на столь же богатое современное и будущее наших взаимоотношений.
Т.н. «белая зависть», возникшая у нас при получении информации из Болгарии (спасибо нашим друзьям – ученым Болгарии!) предполагает только пожелать болгарским ученым дальнейших успехов в деле изучения памятников материальной культуры, ждущих своих исследователей.
Заслуженный деятель науки Республики Южной Осетии,
к.и.н., доц. Роберт Гаглойти,
председатель Общества югоосетинско-болгарской
дружбы им. М. П. Санакоева,
директор ЮОНИИ им. З. Н. Ванеева