Скульптор, ювелир, лучник. Грани творчества Наримана Калаева

сб, 06/01/2018 - 16:44
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Изготовление великолепных скульптур из дерева, луков и стрел, невероятных по своей красоте и оригинальности украшений, обучение подрастающего поколения ремеслу и истории предков – вот неполный перечень направлений, которыми занимается мастер прикладного искусства Южной Осетии Нариман Калаев.

«Осетинское дерево» как отражение «скифского золота»
Мастер изготовляет из дерева украшения: подвески, серьги, брелки. Все детали к ним он делает собственными руками. О том, насколько они востребованы среди населения, можно судить по тому, что на руках у Калаева осталась лишь небольшая часть из более двадцати комплектов украшений.
Чаще всего мастер использует для изготовления украшений бруски грецкого ореха или кап (нарост на дереве). Всю обработку Калаев проводит сам, и сам же продумывает дизайн.
«Меня часто просили начать работать в этом направлении, и для разнообразия я занялся изготовлением украшений. Потом в скифском золоте же в основном украшения присутствовали и это тоже меня стимулировало. Одно дело, когда что-то изобрели наши предки, которые были искусными ювелирами, и другое придумать что-то свое», - считает мастер.
Выбор Наримана Калаева в пользу дерева как основного материала для работы связан с тем, его легче обрабатывать и стоит оно дешевле.
Впрочем, для изготовления украшений он использует еще медь и латунь, которые тоже легко поддаются обработке и из них можно сделать красивые изделия.
«Из ювелирных деталей у меня только замки для сережек. Их я делаю из серебряной или золотой проволоки», - уточняет мастер.
Его изделия востребованы как среди юных девушек, так и женщин зрелого возраста, Калаев умеет находить путь к сердцам любительниц необычных украшений для всех возрастов.
Цены у мастера приемлемы, колеблясь от 500 до 3000 рублей, в зависимости от комплектации, сложности изготовления и наличия деталей.

Утраченное искусство предков
С деревом Нариман работает более 15 лет. Начинал с небольших простых вещей, затем перешел на более сложные фигуры. Ремеслу учился самостоятельно, многое он перенял и у уже состоявшихся резчиков.
По словам мастера, из всех ремесел, которыми промышляли предки осетин, у их потомков сохранилось только одно – резьба по дереву и то благодаря мастерам, которые любят этот вид искусства.
«Осетины владели более 15 видами ремесел – все делалось своими руками. Обрабатывали драгоценные металлы, дерево, войлок, камень, кожу, было хорошо развито кузнечное дело. Не зря в Нартском эпосе фигурирует бог кузнечного дела – Курдалагон», - отмечает Нариман.
Наши предки славились и искусством обращения с кожей, изготавливая из нее одежду.
«В 19 веке венгерские ясы изготовляли женские дубленки, вышивали тонкой нитью, и их раскупали известные актрисы того времени. Это говорит о многом», - подчеркивает Нариман.
Ремесло – важная составляющая материальной культуры, и как отмечает Калаев, оно имеет колоссальное значение для сохранения национальной идентичности осетин.
«Ремеслами занимались кобанцы, скифы, сарматы, аланы, но современные осетины многое утеряли. Из всех видов ремесел сохранилась работа по дереву, но и оно под угрозой исчезновения. Как только не станет мастеров, это ремесло тоже может исчезнуть», - отметил он.
Такая перспектива не радует мастера. Нариман уверен, что если поддержать ремесленников, то их мастерство не канет в лету, и таким образом удастся сохранить наследие предков в виде одной из форм традиционной материальной культуры.

Поддержка ремесленников необходима для развития национальной культуры
Нариман Калаев рассказал и о проблемах, которые встречаются на пути у большинства творческих деятелей.
«Усугубляет положение еще то, что мастер не сможет прожить на выручку от продаж своих творений - всем же надо заботиться о семьях. Тогда приходится искать стабильный заработок. Когда к нам приезжают гости из-за пределов республики, начинаются поиски этно-подарков, зачастую у мастеров ничего существенного на руках не оказывается, все продано, им же надо на что-то жить», - рассказывает он.
По словам мастера, в России, да и в других развитых странах ремесла поддерживаются государством, молодым талантам помогают развить навыки, есть специальные программы для поддержки мастеров.
«Скажем, в Москве есть здание, оборудованное под магазин для ремесленников. Его содержанием занимается мэрия Москвы. В других европейских или восточных развитых странах ремесленники тоже ценятся, так как там понимают, что ремесло – это лицо нации. У нас всего этого нет, к сожалению», - отмечает Калаев.
Поддержка ремесел действительно дело затратное, вместе с тем, трудно переоценить вклад в развитие национальной культуры тех же резчиков по дереву, кузнецов, гончаров или ювелиров.
«Создать хорошую мастерскую стоит дорого. Станки импортные и тоже не дешевые. Хотя можно найти выход – выдавать льготные кредиты, и тогда те, кто занимается ремеслами, смогут расти и развиваться. Ведь для работы нужна база», - сетует мастер.

Каждый мастер начинал как любитель
Из многочисленных учеников Наримана Калаева, есть такие, кто хочет посвятить себя изучаемому ремеслу.
«Один из моих учеников, Вадим Гузитаев, стремится постичь все тонкости работы с деревом. Я посоветовал ему поступить в художественную школу, ведь хороший мастер должен уметь и рисовать. Сейчас он учится там», - рассказывает Калаев.
Если юный резчик продолжит заниматься искусством, то он может стать и профессиональным скульптором, полагает мастер.
По словам Наримана Калаева, все его ученики талантливые, только гаджеты мешают им сосредоточиться.
«В мастерской у нас развешаны их работы, и если к нам приходят гости, то многие глазам не верят – настолько все красиво и искусно сделано. Многие работы учеников отсылаем на различные конкурсы и выставки в городах России и всюду их оценивают по достоинству», - отмечает мастер с чувством гордости за своих учеников.

Подрастающие лучники не имеют условий для обучения
Кроме резьбы по дереву Нариман обучает мальчишек стрельбе из лука – знаменитому боевому искусству предков.
Уроки по стрельбе из лука проходят только по воскресеньям. В общей сложности у Калаева занимается около 40 детей, разделенных на группы.
«Кружка или секции как таковой у нас нет, занятия проходят раз в неделю в воскресенье, приезжают из деревень, приходят и городские ребята», - рассказывает учитель.
Заниматься стрельбой из лука могут дети старше 12-13 лет.
«Для открытия секции нужен специальный зал, но его у нас нет. Надо открывать секцию и развивать это направление как национальный вид спорта. Ведь интерес к стрельбе из лука проявляют не только дети, но и взрослые», - говорит Калаев.

Авторство:
Элина Габараева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest