Проблемы фермеров села Ионча: поможет ли государство последним хлеборобам

пн, 28/05/2018 - 11:34
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В селении Ионча Знаурского района есть один фермер Лавер Джиоев, который давно занимается выращиванием пшеницы. Каждый год он подготавливает свои поля, обрабатывает свыше 40 гектаров земли, и собирает больше 100 тонн зерна. Фермер вот уже на протяжении нескольких лет пытается реализовать в Южной Осетии свой основной продукт – зерно, но все тщетно.
Сегодня у Джиоева в запасе до 60 тонн зерна, которое он не может продать.
«Зерно в складах стоит уже два года, я не могу его реализовать. Мука из него получается очень хорошая, а хлеб на вкус отменный. Но я не знаю, что с ней делать. Попусту пропадает такой высококлассный, и что самое главное, местный продукт. Помимо пшеницы у меня остаются нереализованными более 20 тонн ячменя», - рассказывает фермер.
По словам Джиоева, раньше, когда в республике работала мельница, фермеры мололи свое зерно там, а на полученную муку был большой спрос. Теперь, отмечает он, мельница больше не работает, что также ухудшило положение фермеров.
«Когда работала мельница, я молол зерно там, и владельцы частных пекарен с большим удовольствием покупали у меня муку. Теперь мельница не работает, а без этого просто зерно в семенах никому не продать», - сетует он.
Часть своего урожая фермеры иногда сдают в город Квайса производителям осетинской водки «Арака», но и туда они не могут сдать все, что у них есть.
«В этом году я повез в Квайса около 85 тонн зерна, но у меня осталось 60 тонн. А с ними что делать?», - говорит Джиоев.
Лавер покупает килограмм семян за 25 рублей, а продает полученное зерно за 8 рублей. Он выращивает как товарное зерно, так и кормовое, но и последнее, по его словам, не удается продать, поскольку люди, у которых есть крупный рогатый скот, предпочитают местному продукции привозное, ссылаясь на то, что здесь она стоит дороже.
По словам Джиоева, если сегодня государство не начнет поддерживать своих сельхозпроизводителей, то фермерское дело будет сведено к нулю.
«Без государственного вмешательства, фермерам никто не поможет. Если бы государство делало госзакупки, при этом предоставляя нам семена и удобрение, а после помогало реализовать продукцию, то всю остальную работу фермеры делали бы сами. Государство в результате получило бы местный продукт, а мы работу. В таких условиях количество желающих заняться фермерским делом в Южной Осетии увеличилось бы в разы», - отметил хлебороб.
На худой конец, отмечает он, можно было бы заново сделать мельницу, и тогда сами фермеры позаботятся о своем продукции.
Сейчас, несмотря на отсутствие условий, желающих заняться фермерством достаточно много. Но если они и дальше не будут получать поддержку со стороны государства, то просто оставят свое дело.
«Во время войны 2008 года, когда пути в Цхинвал были перекрыты, и привести в столицу республики муку практически было невозможно, директор хлебопекарни забрал у нас 12 тонн муки. Тогда целую неделю люди ели хлеб из муки нашего производства. Получается, в трудную минуту наше зерно понадобилось, а так пусть оно гниет в ангарах», - сетует Джиоев.
Он с ностальгией вспоминает времена СССР, когда во всех селах кипела жизнь, колхозы работали, а люди в основном занимались обработкой земли.
В те времена, по его словам, сельхозпроизводителям было намного легче, так как для них были созданы все условия, а с реализацией зерна проблем никогда не возникало.
«Наше зерно тоннами скупали грузины. Немало поступало и в саму Южную Осетию. В те годы село Ионча славилось своей пшеницей.
Сегодня же наши земли стоят без обработки, а ведь можно вернуть былые времена, и возродить сельскохозяйственное производство. Если подумать, то для этого много не надо. Главное это земли для посева, а у нас их много, и техника», - отмечает Джиоев.
Семья Лавера всю жизнь прожила в этом уголке Южной Осетии. Работали в колхозе, а когда закрылись колхозы, начали сами выращивать зерно.
Наверное, немалую роль в его нежелании оставить фермерское дело и выращивание зерновых играет и то, что он является потомственным хлеборобом. Его отец и дядя тоже выращивали зерно.
Когда-то, в далеком 1956 году их колхоз «Рассвет», возглавляемый дядей Лавера, Самсоном Джиоевым, занял первое место в конкурсе, проводимом в масштабах Грузинской ССР. Джиоев вспоминает это событие с доброй улыбкой, рассказывает, что тогда с зерном, которое росло на полях Ионча, не могло сравниться ни одно зерно, выращиваемое на территории Грузии. О победе колхоза, по словам Джиоева, золотыми буквами было написано и в книге на ВДНХ в Москве.
«Это были хорошие времена. Сельское хозяйство процветало. У нас были все условия для работы», - говорит он.
Тот период своей жизни Лавер вспоминает с долей грусти, говорит, что тогда была другая жизнь, более удобная для сельскохозпроизводителей.
Лавер по профессии инженер-строитель. Он окончил вуз в 1981 году, учился в Алтае. Жил долгое время в Барнауле. О строительстве знает практически все, так как после окончания вуза, сразу же начал работать по своей профессии. Но, все же, по его словам, работа на земле ему больше по душе, он любит быть фермером, и не хочет оставлять родовое село, где прошли его юные годы.
Он отмечает, что сегодня в Ионча осталось всего несколько человек, если и они уедут, селения больше не будет.
В этом году Джиоев посеял всего 15 гектаров земли, намного меньше, чем в прежние годы, из-за того, что некуда деть зерно. В июне будет сбор урожая, и его запасы пополнятся еще на несколько тонн.
Лавер работает один, и во время посевной и во время сбора урожая тоже, в то время когда этой работой должны заниматься несколько человек. Даже ангары для хранения зерна он построил один из подручных материалов.
Более того, техникой фермер тоже обеспечил себя сам.
По его словам, если фермеры и в этом году не получат поддержку со стороны государства, то в будущем они все перестанут работать.
Джиоев отмечает, что у него благодаря его усилиям, есть и техника, и хоть и скудные, но какие-то условия. Но, по его словам, у других фермеров нет и этого, но они, тем не менее, как-то умудряются выращивать зерно.
Лавер очень предан своему делу, однако если и в этом году ему опять не удастся реализовать свой продукт, то на следующий год он больше не посеет зерно.

Авторство:
Зарина Хубаева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest