Очередной шаг Грузии в сторону НАТО

пн, 03/09/2018 - 11:31
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Новое правительство Грузии в лице министра обороны Левана Изория продолжает курс реформ в вооруженных силах Грузии, направленные на их переход под стандарты Североатлантического альянса.
Предполагается, что основные изменения пройдут в структуре подразделений вооруженных сил. Так, по заявлению Изория, грузинская армия перейдет на систему малочисленных автономных подразделений, что даст возможность децентрализованного исполнения поставленной задачи.

На основе бригад сухопутных войск планируется создание 10-12 подразделений на уровне роты, которым выделят равное количество боевой техники. Противотанковые, противовоздушные, инженерные и другие подразделения получат одинаковую военную технику, а оборонительные/наступательные вооружения будут распределены поровну.
Реформа также коснется и системы обеспечения ВС Грузии. Для создаваемых автономных подразделений планируется дополнительно создать необходимую ремонтную инфраструктуру, чтобы силы обеспечения имели время для своевременной поддержки боевых подразделений.

Также, по словам недавно назначенного премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе, «исходя из существующих гибридных вызовов», власти определили основные цели в сфере реформы обороны: высокая боевая готовность, территориальная оборона, мобильные и эффективные вооруженные силы. Кроме этого, были выделены несколько важных направлений, а именно: концепция тотальной обороны, формирования военного резерва и военно-промышленный комплекс.
Помимо этого, руководством Грузии было принято решение, что финансирование министерства обороны в рамках требования НАТО ежегодно должно составлять 2% от валового внутреннего продукта (ВВП).

В рамках перехода на стандарты НАТО, ВС Грузии развивает систему противовоздушной обороны, на которую в бюджете минобороны на 2018 года выделено 238 миллионов лари (более 96 миллионов долларов).
ВС Грузии в этом году уже получили французскую систему ПВО и начали переподготовку профильных специалистов-военнослужащих.
По мнению военного обозревателя Александра Хроленко, французские системы представляют собой многодиапазонный радар средней дальности «Гранд Мастер» (Ground Master GM200), который способен одновременно наблюдать за воздухом и поверхностью, обнаруживать воздушные цели в радиусе до 250 километров (в боевом режиме – до 100 километров), один радар (без ракетного вооружения) обходится Грузии примерно в 23 миллиона долларов.

Радиолокационная станция дальнего обнаружения воздушных целей «Граунд Мастер» (Ground Master GM403) на автомобильном шасси военного грузовика Рено (Renault Truck Defence). РЛС GM403, способна контролировать воздушное пространство на дальности до 470 километров и на высотах до 30 километров. По заявлению фирмы-производителя, GM 400 работает в широком диапазоне целей – от высокоманевренного низколетящего самолета тактической авиации до небольших объектов, включая беспилотные летательные аппараты.
Радарную линейку Ground Master в Грузии дополняют боевые машины израильского зенитного ракетного комплекса «Спайдер» (Spyder) с зенитными управляемыми ракетами «Рафаель Питон» (Rafael Python) 4, германо-франко-итальянский ЗРК SAMP-T, которыми якобы можно сбивать российские ракеты (ОТРК) «Искандер», а также французские зенитные ракетные комплексы «Мистраль» (Mistral) третьего поколения и другие ударные средства.

По словам Хроленко, Грузии не хватает собственных средств для покупки ПВО и перевооружения армии, и она намерена приобретать их в долг или рассрочку.
Для решения указанных проблем Грузии оказывают помощь США. В частности выполняется условие о вооружении ВС Грузии после 2008 года на общую сумму в один миллиард долларов.
В рамках военной помощи международная страховая компания, специализирующейся в области торговли и внешнеэкономической деятельности «Кофас» (Coface, Франция) предоставила грузинским властям пятилетний кредит (с плавающей ставкой в пределах от 1,27 до 2,1%) на 82,82 миллиона евро.

По условиям соглашения, 77,63 миллиона евро из 82,82 миллиона евро направляются на закупку современных систем ПВО у американо-французской компании ThalesRaytheonSystems: наземные РЛС и системы управления – более 52 миллионов евро, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) группы MBDA – около 25 миллионов евро и еще 5 миллионов евро Грузия потратит на компенсацию прочих расходов «Кофас» (Coface).
По мнению А. Хроленко, Грузия имеет максимальную протяженность с запада на восток 440 километров, с севера на юг – менее 200 километров. С точки зрения национальной безопасности, Тбилиси бессмысленно тратить огромные деньги на средства контроля воздушного пространства в радиусе до 470 километров над западной частью Черного моря и соседними странами, включая Юг России (до Новороссийска, Краснодара и Ставрополя), всю Армению и Азербайджан (до Каспия), Абхазию и Южную Осетию. Кроме этого Грузии никто не угрожает, территориальных претензий соседи не имеют.
Очевидно, современная и развитая система ПВО в Грузии необходима, прежде всего, для прикрытия вероятного (перспективного) развертывания войск НАТО и дальнейших агрессивных действий альянса в регионе Южного Кавказа.

Сценарий представляется реалистичным, т.к. Тбилиси рассчитывает на реванш в Абхазии и Южной Осетии, а Турция становится для НАТО всё более непредсказуемым партнером.
В рамках обеспечения безопасности воздушного пространства, Грузии будет также передан переносной зенитно-ракетный комплекс «Стингер» (Stinger - предназначен для поражения низколетящих воздушных целей) американского производства. По словам Л. Изория поставки из США ожидаются в ближайшее время. Указанный факт доказывает то, что ВС Грузии приближаются к стандартам НАТО, и в настоящее время уже обгоняют некоторых членов Альянса.

Как отмечает грузинский военный эксперт Вахтанг Маисая, подготовка военнослужащих и интегрированность в структуры НАТО позволяет отметить прогресс ВС Грузии. При этом, грузинская армия уже опережает некоторых членов НАТО, таких как Албанию и Черногорию. Однако, несмотря на это ВС Грузии, не могут полноценно и самостоятельно вести оборону по всем направлениям, т.к. в грузинской армии есть определенные проблемы.
Эксперт скептически относится к словам премьер-министра Бахтадзе о том, что у грузинского ВПК большое будущее, в том числе экспортное.
Маисая указывает, что в Грузии функционирует одно предприятие – военно-инженерное производство «Дельта», которое выпускает только отдельные виды вооружений, в большинстве случае в экспериментальном и единичном виде, а «ВПК не только одно предприятие, а комплекс предприятий и управленческих систем».
Деятельность «Дельты», по словам эксперта, в первую очередь должна быть направлена на производство военной техники и другой продукции военного назначения для собственных нужд, и только после ориентироваться на внешние рынки.

По информации из грузинского сегмента сети Интернет в последнее время военная служба в Грузии становится непопулярной и непрестижной. В связи с этим, возрастает число лиц призывного возраста отказывающихся от прохождения обязательной военной службы.
Отсрочить обязательную военную службу помогает оппозиционная внепарламентская партия «Гирчи», активисты которой нашли способ обойти закон «О военной обязанности и военной службе». Согласно подпункту «л» статьи 30 закона, будучи священнослужителем или слушателем духовной семинарии кандидат получает отсрочку от службы в армии.

В связи с этим указанная партия официально зарегистрировала организацию «Христианская, евангелистская, протестантская церковь Грузии - Библейская свобода», и принимает в ее ряды в качестве «священнослужителей» лиц, которые отказываются проходить службу в ВС. По неофициальным данным за 2017 год указанной схемой воспользовались около трех тысяч человек.
Следует отметить, что активисты партии «Гирчи» поддерживают реформу об отказе от обязательного военного призыва в ряды Вооруженных сил Грузии.

Из выше сказанного становится понятно, что высшее руководство Грузии всеми силами старается соответствовать требованиям, предъявляемым странам-членам НАТО, и для этого оно готово пойти на радикальные изменения своих вооруженных сил и не только.
Однако, несмотря на указанные изменения в настоящее время грузинская армия в первую очередь является инструментом социальной поддержки населения, что положительно влияет на уровень безработицы в стране. Кроме этого наличие ВС позволяет Грузии и ее руководству поддерживать на международной арене имидж как бы самостоятельного государства, имеющие все видимые признаки суверенитета, среди которых и «дееспособная армия». Также посредством многочисленных театрализованных учений и маневров, хорошо освещаемых в СМИ, армия используется для проведения пиаркампаний по мобилизации общественного мнения и поддержки руководства страны.

Сергей Техов

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest