В 2015 году Армения широко отметила 100 лет геноцида армянского народа. В результате преступных действий турецких властей в апреле 1915 года началось преследование армян, проживающих в Турции. В течение нескольких лет было убито более 1,5 млн. мужчин, женщин, детей и стариков.
Геноцид армян 1915-1917 годов в Османской Турции считается первым в современной истории человечества широкомасштабным международным преступлением, совершенным с целью убийства целого народа по политическим и этническим мотивам. Преднамеренные действия турецкого правительства, отраженные в объективно констатируемых бесспорных фактах и подтверждаемые неопровержимыми документами и свидетельствами из самых различных источников, полностью соответствуют составу преступления геноцида и подпадают под его определение в международном праве. Не вызывает сомнения то, что геноцид армян со временем будет признан большинством стран мира.
Безмерные зверства в отношении армян не были исключением в человеческой истории. Хорошо известен, скажем, геноцид евреев во время Второй мировой войны. Можно назвать еще несколько примеров. При этом в национальные законодательства ряда стран вводится уголовное наказание за отрицание того или иного геноцида.
Стоит ли говорить, что слово «геноцид» не является формальным понятием и для нашей страны, для нашего народа. Полтора года, или если быть точнее всего 17 месяцев осталось до 100-летия одних из самых кровавых страниц истории нашего народа – геноцида южных осетин 1920 года. В течение всего десяти дней большая часть Южной Осетии была предана огню и превращена в развалины грузинской меньшевистской гвардией. Погибли тысячи людей, десятки тысяч стали беженцами.
Сегодня в памяти нашего народа об этих событиях преимущественно виртуальные образы. Из визуальных напоминаний только обелиск расстрелянным 13 коммунарам в глубине городского кладбища, да название одной из улиц с таким же наименованием. И все! Даже известное полотно кисти выдающегося Махарбека Туганова «Расстрел 13 коммунаров» было утеряно и, что любопытно, никто его не ищет. Название же улицы 8 июня в г.Цхинвал связано не с фактом геноцида, как думают некоторые, а с провозглашением в стране Советской власти. Хотя именно этот исторический эпизод и стал частью кровавых событий 1920 года.
В июне 1920 года грузинские власти посчитали, что осетинский вопрос в Грузии решен. И это неудивительно, ведь практически все основные районы проживания осетинского населения в Южной Осетии были «зачищены». Оставшиеся единичные жители должны были быть выселены, а в осетинские населенные пункты партиями заселялись грузины из соседних районов Грузии. Действия властей республики Грузия носили запланированный и осознанный характер. Имеющиеся документы и свидетельства тех лет доказывают факт широкомасштабного геноцида осетин. Всего от рук карателей погибло 5 279 человек, из них женщин – 1 375, детей 1 844. То есть каждый третий погибший был ребенком! Всего было убито, погибло в пути или от болезней более 15 тысяч человек – 20% тогдашнего осетинского населения Южной Осетии. И это не считая тех, кто умер уже в изгнании. Стоит ли говорить, что эти цифры в разы целенаправленно были занижены советской машиной «дружбы народов» и, тем не менее, они все равно внушительны. Что же касается принесенного урона, то по приблизительным подсчетам, причинено было убытков на сумму 3 млн. 317 тысяч золотых рублей.
В 1930 году, в десятую годовщину геноцида южных осетин, на дом, где содержались расстрелянные меньшевиками 13 коммунаров, повесили табличку с указанием на то, что здесь будет сооружен мемориал. Однако вскоре началась борьба с национализмом, а память о событиях 1920 года стала неудобной датой в деле построения нового общего государства. Советская жизнь строилась братской семьей народов и межэтнические противоречия, даже если они и были в прошлом, не должны были омрачать светлое будущее.
Отметим, что советская власть даже в тех случаях, когда вспоминали о кровавых событиях 1920 года, рассматривала их исключительно через призму подавления выступления меньшевиками советской власти. И никак иначе. При этом центром не допускалась даже условная привязка к преследованиям по национальному признаку.
В 1970 году, когда наступила очередная годовщина событий 1920 года, власти установили мраморный куб в сквере у церкви Рождества Пресвятой Богородицы. На камне была прикреплена табличка, с указанием на то, что на этом месте будет возведен памятник жертвам грузинского вторжения. Сейчас эта каменная глыба сиротливо белеет у восточного выхода из сквера...
Вообще, отношение в нашем обществе к геноциду южных осетин начала прошлого века несправедливо спокойное. Нет, мы, конечно же, помним о нем, внутренне переживаем. Но никаких особых действий, по сути, не предпринимаем, чтобы этот факт преступления против человечности стал достоянием мировой общественности. Возможно, если бы геноцид осетин юга Осетии был широко известен в мире, власти Грузии организовывали бы перманентные вооруженные вторжения в Республику с меньшим энтузиазмом.
Впервые факт геноцида на государственном уровне был засвидетельствован в 1990 году принятием «Декларации о геноциде 1920 года в Южной Осетии». В 2006 году Парламент РЮО принимает постановление «О политической оценке событий 1918-1920 гг.». Но все эти документы, по большей части, остаются для внутреннего пользования.
Конечно же, у Республики мало ресурсов, чтобы продвигать идею признания геноцида 1920 года. Здесь не менее важный момент – признание преступлений грузинских властей против осетинского народа в 90-х и 2000-х годов. Однако, например, на Западе к событиям 20-х годов относятся с большим пониманием, чем к грузинским зверствам в новейший период. Возможно потому, что признав вину Грузии в событиях 90-х и 2000-х гг., Западу придется признать и правоту России в деле защиты народа Южной Осетии. А через это не готовы переступить даже закоренелые западные сторонники демократии и свободы личности.
Помнится, посол Франции в Грузии Эрик Фурнье (2007-2011 гг.), комментируя односторонность взглядов на войну 2008 года, отметил как-то в беседе с грузинским журналистом: «Вы не сможете заново написать историю и искать ответственность в другом месте, а не там, где она есть. Если копнуть немного глубже, то должны потребовать разъяснений у меньшевистской республики, которая в 1920 году истребила осетинское население, а не во Франции и другой стране…»… Не приходится сомневаться, что то, что знает французский посол, знают и другие европейские послы. Другое дело, что политическая конъюнктура не позволяет им пока называть вещи своими именами. Э.Фурнье пока единственный. Впрочем, и из уст грузин характеристики геноцида в отношении осетин использовались уже в 1920 году в оппозиционной меньшевистской прессе. Материалы публикаций в грузинских газетах тех лет, являются готовыми обвинительными заключениями.
И еще один момент. Во время одного из съездов осетинского народа было указано на необходимость дать правовую оценку событиям 1920 года. В декабре 1991 года Чрезвычайный съезд осетинского народа принял «Обращение в Организацию Объединенных наций главам государств и правительств». Здесь отдельным положением было указано и на геноцид народа Южной Осетии. Однако с тех пор данный вопрос на национальных съездах так и не получил развитие. Лишь только в августе прошлого году на Х всеосетинском съезде было принято соответствующая Резолюция. Между тем, «Стыр Ныхас» должен обязать осетинские диаспоры в дальнем зарубежье проводить в странах проживания разъяснительную работу по геноциду южных осетин. Пример достижений армянских диаспор лучшее подтверждение успешности такой деятельности.
Возможно, было полезным поднять и вопрос возмещения материального ущерба, нанесенного грузинскими властями Южной Осетии. Если перевести указанную выше сумму ущерба, то в нынешних ценах она составит 19,8 млрд. рублей. При этом, сюда не входит денежная компенсация самим жертвам геноцида. К слову, Германия до сих пор выплачивает компенсации жертвам концлагерей, а недавно и Греция потребовала от Берлина возмещение ущерба от немецкой оккупации времен Второй мировой войны.
Кроме того, в настоящее время необходимо полномасштабно начать работу по сохранению свидетельств и систематизации имеющихся документальных источников пособытиям геноцида 1920 года. Готовящаяся книга к 100-летию геноцида, это лишь небольшая толика в предстоящей огромной работе. К примеру, мы видим, какой вклад в восстановлении фактов Великой Отечественной войны внес созданный в Республике специальный Штаб по подготовке патриотической акции «Бессмертный полк». Есть предложение на основе структуры этого штаба, переформатировав его работу, организовать систему в документировании фактов к 100-летию годовщины геноцида 1920 года. А дальнейшую текущую деятельность поручить сотрудникам Национального музея, где и должны быть сохранены все документальные свидетельства национальной трагедии. У нас до сих пор нет ни памятника жертвам геноцида 1920 года, ни музея геноцида, о котором так вольно мы порой рассуждаем. По крайней мере, пока что здание бывшего магазина «Фарн», где планировалось организовать Музей геноцида, зияет пустыми глазницами окон. Вместо документов в его комнатах гуляет ветер. Так на что же мы обижаемся – какой музей, такая и память!
Повисла в воздухе и идея создания общего Мемориала с прилегающим Музеем геноцида на возвышенности по дороге в селение Тбет, вопрос которого мы систематически поднимаем, как самого оптимального, необходимого и внушительного проекта.
Сегодня мир необратимо признает геноцид евреев и армян, а память о геноциде осетин 1920 года живет только в наших сердцах. Но достаточно ли этого? И не пора ли и другим странам осознать, что преступления против человечности не должны быть выше химер «исторической дружбы народов»... Но, прежде всего, об этом должны помнить мы сами. И напоминать всему миру. Нужна конкретная, если хотите каждодневная работа, где одними собраниями созданной Комиссии не обойтись, тем более что у нас везде одни и те же лица. Оставшиеся 17 месяцев пролетят очень быстро. И многое будет зависеть от того, насколько масштабно и грамотно мы будем готовы к этой памятной траурной дате. В конце концов, это в, первую очередь, наше с вами лицо…