Государственный материальный резерв – необходимость, диктуемая временем и обстоятельствами

пт, 08/02/2019 - 11:34
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Нынешней зимой снегопады и лавины на ТрансКАМе в очередной раз привели к перекрытию движения по этой стратегической автотрассе. В результате, многие наши граждане не смогли решить свои дела в Северной Осетии или вовремя вернуться домой в Республику, кто-то (в основном студенты) потеряли свои билеты на самолеты и поезда. Но все с пониманием отнеслись к создавшейся ситуации. Никакого «заламывания рук» по поводу отсутствия на прилавках магазинов некоторого перечня продовольственных товаров не было. Однако это не значит, что необходимость в резервах продуктов питания и ГСМ с открытием дорожного сообщения может быть проигнорирована.

Российский опыт

Глава МЧС Алан Тадтаев в беседе с журналистами на днях снова напомнил, что имеющаяся договоренность с российскими коллегами предполагает создание государственного материального резерва (Госрезерв) на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Он пояснил, что резерв будет включать в себя продукты питания и предметы первой необходимости.

Программа создания стратегического запаса рассчитана на несколько лет. В прошлом году, по словам министра, разрабатывалась законодательная база для создания госрезерва, год 2019 будет посвящен подготовке проектно-сметной документации, в 2020 году будут построены складские помещения, и лишь в 2021 году склады начнут заполнять продуктами питания. Предполагается, что госрезерв будет рассчитан на 10 дней, правда непонятно – это в расчете на все население страны (более 50 тысяч) или на условную тысячу человек.

Возможно, что у некоторых наших граждан существует представление, что, в случае необходимости, двери складов будут открываться, и продукты питания будут раздаваться всему населению. Это не совсем так. Госрезерв предназначен, прежде всего, для обеспечения населения зоны, где произошло стихийное бедствие или техногенная катастрофа. Например, в каком-нибудь районе Республики произошло наводнение (не дай Бог), и вода снесла дома и хозяйственные постройки. Тогда из ресурсов госрезерва будут выделены палатки, раскладушки, спальные принадлежности, печки, солярка и продукты питания, чтобы пострадавшее население не осталось на улице голодным и холодным.

То, что российская сторона решила помочь нашей Республике в создании госрезерва, можно только приветствовать, так как в России в этой части имеется большой опыт и ресурсы. В России сегодня действует федеральное агентство «Росрезерв», которое занимается созданием стратегических запасов. На случай различных экстренных ситуаций на его складах хранятся консервированные продукты питания, средства медицинского назначения, средства передвижения, спасательная техника, механизмы для устранения последствий чрезвычайных ситуаций и запасы нефтепродуктов.

Большие требования, прежде всего, предъявляются к передаваемым на длительное хранение продуктам питания. Все они должны иметь максимально возможный срок хранения. Такая продукция изготавливается из более качественного исходного сырья и имеет более высокие показатели, чем аналогичная продукция в магазинах. Например, для тушенки соблюдение ГОСТа является обязательным минимумом. Свои требования к таре, упаковке и исходному сырью.

В течение многих лет в «Росрезерве» формировалась особая уникальная система контроля, которая полностью исключает попадание плохой продукции на склады. Состояние товаров проверяется не только во время приемки, но также в течение всего срока хранения и по выпуску со склада. В том случае, если на каком-то из этапов поставщик допустит брак, он обязан будет заменить всю партию и оплатить штраф в размере 20% стоимости всей продукции. Так гласит Федеральный закон «О государственном материальном резерве». В связи с этим качество тушенки, которая попадает на склады «Росрезерва», всегда будет превышать качество любой, купленной в магазине. Поэтому пределом мечтаний знающих людей является найти возможность приобрести тушенку или другие продукты питания для себя из запасов «Росрезерва».

Этим, кстати, пользуются пронырливые производители тушенки, ставя надпись на этикетке «Госрезерв». Придраться в принципе к этому маркетинговому ходу нельзя, ведь как такового «Госрезерв»-а не существует, но покупатель принимает эту подмену понятий по внешней вербально-визуальной ассоциации: «Госрезерв-Росрезерв».

Впрочем, склады «Резерв» все же периодически открываются для обычных потребителей. Каким бы длительным сроком хранения не обладали консервированные продукты, все равно приходит время, чтобы их обновить. В этом случае «Росрезерв» проводит торги по реализации материальных ценностей.

Снятый с хранения товар тут же заменяется новой партией. У каждого наименования существуют свои определенные сроки хранения. Например, в 1986 году, во время воинской службы, мне пришлось есть жаркое из баранины, которую заложили на хранение в…1947 году. Об этом свидетельствовал синий круглый штамп на мясной туше.

Необходимо отметить, что на площадках «Росрезерва» находится автомобильная и специальная техника, которая также периодически снимается с хранения. Среди наименований есть и армейские автомашины с мостовыми переходами и понтонами. Было бы неплохо приобрести несколько из них, чтобы в случае, если паводок разрушит мост, быстро восстановить переправу через горную реку. Достаточно одной инженерной машины, которая подъедет к берегу и установит временный металлический мостовой переход – и движение восстановлено.

Из советского прошлого…

Не все наши читатели знают, что в свое время в Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) тоже существовал свой аналог общесоюзного Госрезерва СССР. Он также, как и сегодня в России, закладывался не только на случай ЧП, но и на случай военного конфликта, с применением ядерного оружия. Понятно, что в условиях ядерной войны будут нарушены все средства коммуникации и нет возможности для завоза продовольствия и товаров первой необходимости. Подобные «закладки» относились к категории «НЗ» – неприкосновенный запас, использовать который разрешалось только в экстренных случаях.

Как рассказывает Александр Шавлохов, долгие годы работавший на ответственных государственных должностях в ЮОАО и РЮО, склады с НЗ устраивались либо в бомбоубежищах в смежных комнатах, либо в шаговой доступности от этих противоатомных укрытий. Иногда это были подземные ходы, и если о бомбоубежищах знали многие, то расположение складов с НЗ держалось в тайне.

Несмотря на то, что и здесь по нормативам хранилось продовольствие с увеличенным сроком хранения, однако и его надо было периодически менять. Через определенное время специальные службы обновляли запасы, передавая старые в розничную сеть на реализацию. Позже секторальные склады ликвидировали, создав один большой на территории конторы «Заготзерно» в северной части Цхинвала. В случае чрезвычайных ситуаций служба Гражданской обороны области получала необходимые продукты и товары первой необходимости для доставки в зону ЧП. А такие ситуации происходили периодически. Несмотря на то, что правительство на зиму завозило в горные селения все необходимое, от муки до керосина, все же случались ситуации, когда из-за долгой зимы запасы все же заканчивались. И приходилось использовать авиацию.

10 апреля 1964 года в районе селения Уанел сошел оползень, перекрывший дорогу к селам верховья реки Большая Лиахва. В продолжение нескольких недель транспортное сообщение с населенными пунктами этой зоны было прервано. Продукты питания пришлось доставлять с помощью малой авиации. Вертолет «Ми-4» за день перевозил из Дзау в Уанел несколько тонн муки, керосин, сахар и т.д., а уже оттуда они развозились в села на гужевом транспорте.

В апреле 1968 года в горах Южной Осетии еще лежал большой снежный покров. В горных селах закончился зимний запас продовольствия. Но опыт решения этой проблемы уже был – использование гражданской авиации. В Уанел был организован «аэродром подскока», сюда из Цхинвала из резервов НЗ доставлялись мука, крупы и консервы, которые вертолетом «Ми-4» перебрасывались в селения Рук, Челиат, Брытат и Едыс.

В конце января 1976 года снова возобновились обильные снегопады. В большинство сел горной зоны Южной Осетии дороги были перекрыты снежными обвалами. В селениях Рук и Уанел под лавинами оказались десятки голов крупного рогатого скота. В селах были оборваны провода электричества, нарушена телефонная связь. Для доставки продовольствия жителям вновь было налажено воздушное сообщение. Из числа комсомольских активистов и спортсменов организована группа лыжников, которую десантировали с вертолета. После высадки они направлялись в отрезанные селения, где оказывали посильную помощь жителям. Обратно лыжники-спасатели возвращались в пешем порядке.

Начало 1987 года было вновь отмечено небывалыми снегопадами. В первых числах января глубина снежного покрова в Дзауском районе местами превышала два метра, а в селении Рук – четыре метра. К этому бедствию добавился дождь, вызвавший обвалы мокрого снега в горах. Практически во все горные села были перекрыты дороги, лавины накрыли строения в ряде населенных пунктов, оказались оборванными линии электропередачи. Осадки превысили норму для этого времени года на 40-60%. Руководство автономной области облетело районы стихийного бедствия на вертолете. Из селения Рук были вывезены студенты и школьники, находившиеся там на зимних каникулах, здесь же была выгружена партия продуктов питания.

…Как видим, создание государственного материального резерва (Госрезерв) на случай возникновения чрезвычайных ситуаций вещь необходимая и востребована вне времени.

Думается, жители Южной Осетии прекрасно помнят помощь, поступившую к нам в начале 90-х из резервных фондов Бундестага. А многие и сейчас с удовольствием расскажут различия между «турами».

Авторство:
Роберт Кулумбегов, газета "Республика"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest