История Осетии-Алании своими историческими корнями уходит в далекое средневековье и, по мнению выдающихся русских и зарубежных исследователей Кавказа, заслуживает самого пристального внимания.
До наших дней на территории Осетии сохранилось большое количество архитектурных памятников, возведенных древними зодчими, которые поражают своей величественностью и значимостью.
В отдаленных горных ущельях на крутых скальных утесах и сегодня высятся родовые и боевые башни наших предков, различные оборонительные сооружения, в которых непокорные горцы укрывались от частых набегов неприятеля. За долгие века многие из них частично разрушились, но величие их зримо ощущается и в наши дни. Главным фактором, послужившим появлению боевых и оборонительных строений у осетин-алан, была сложная общественно-политическая обстановка, сложившаяся на Кавказе.
Особенно бурно военные башенные сооружения стали возводиться с усилением агрессивной захватнической политики Ирана, Турции и отдельных воителей, пытавшихся принудить свободолюбивых и непокорных горцев-осетин к повиновению.
Изучением и систематизацией, сохранившихся исторических памятников на территории Южной Осетии, наблюдением и сбором полевых данных сегодня активно и успешно занимается научный сотрудник отдела этнографии ЮОНИИ Ирбег Маргиев, уроженец высокогорного урочища Тли, где был обнаружен знаменитый Тлийский могильник. «Проводимые исследования можно считать начальным этапом предстоящей нам большой работы по систематизации уникальных архитектурных памятников древности, которые сохранились на территории Южной Осетии. Помимо изучения имеющегося полевого материала необходимо подробное описание сегодняшнего состояния этих объектов, их местонахождение, произвести замеры основания, изучение других параметров постройки.
К примеру, в урочище Шамбиат, что расположено в верховьях р. М.Лиахвы, нашей экспедицией впервые обнаружена прекрасно сохранившаяся уникальная каменная башня, высота которой превышает 15 метров. Очень много неизученных исторических памятников находится в нагорье Дзимыр в Ленингорском районе. Все эти объекты требуют пристального изучения и описания», — отметил И. Маргиев.
По заключению ученого, среди башенных строений можно выделить несколько типовых групп: I тип – это башни жилые или полубоевые (гæнах, чъырын), II тип – башни с полукруглой спинкой (гуылдзаг мæсыг), III тип – башни с хозяйственно-жилыми комплексами или замки (галуан, фидар), IVтип – это боевые башни с прямоугольным основанием пирамидальной формы, и наблюдательно-сиг-нальные. Строительство перечисленных типов башен относится к двум периодам – первые возводились до проникновения на Кавказ огнестрельного оружия, а вторые — после его распространения среди горцев в начале 17 в., когда в боевых башнях делали специальные сквозные ниши-бойницы.
Строительным материалом башенных строений служила местная скальная порода – горный плитняк, рваный камень и т.п. Кладка производилась как на известковом растворе, так и без него, когда подбирались плоские камни, плотно уложенные друг на друга древними мастерами.
Среди оборонительных сооружений особо выделяются галуаны или замки с башнями – комплексы, которые предназначались для жилых оборонительных и хозяйственных целей. Площадь таких галуанов довольно большая, но они горной Осетии не очень характерны.
Неотъемлемой частью горных осетинских аулов являются наблюдательно-сигнальные башни, которые во многих селах сохранились по наши дни.
Надо сказать, что проводимая ученым и его единомышленниками и соратниками работа очень трудоемкая, к тому же требует хорошей физической подготовки, потому как большинство этих сооружений расположено в труднодоступной высокогорной местности на территории Южной Осетии. По мнению И.Маргиева, в Южной Осетии наверняка еще много подобных исторических памятников, которые предстоит выявить, изучить и описать. А потому югоосетинских исследователей, истинных энтузиастов, ожидают новые интересные встречи.