18 июля Аланский Богоявленский женский монастырь отмечает престольный, храмовый праздник обители - в честь преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.В этот день в монастырь съезжаются паломники со всей Осетии. 2019 год юбилейный - исполняется 15 лет со дня основания монастыря.
Первые сестры обосновались в Алагире в мае 2002 года. Недостроенный дом в триста квадратных метров и двадцать соток необработанной земли – вот что они увидели, когда прибыли на место.
29 декабря 2004 года определением Священного Синода был создан Богоявленский Аланский женский монастырь, а старшая сестра обители, монахиня Нонна (Багаева), была назначена его настоятельницей, с возложением наперсного креста по должности.
Богу было угодно, чтобы возрождение женского монашества на осетинской земле началось в Алагирском ущелье, соединяющем Северную и Южную Осетию, и столь богатом древними православными святынями.
Новая обитель начала отстраиваться небывалыми темпами. За короткий срок в монастыре были построены храм, гостиница, отдельный корпус под монастырские мастерские, большая монастырская трапезная, сестрический корпус и Реабилитационный центр для детей, пострадавших в терактах и боевых действиях. На территорию обители провели воду, газ, электричество, линии связи. Параллельно с созиданием монастыря в него прибывали новые насельницы. Сегодня Аланское сестричество состоит из двенадцати монахинь и трех послушниц.
В марте 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был начат первый совместный социальный проект Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом – создание на территории Богоявленского Аланского женского монастыря реабилитационного центра для жертв теракта в Беслане.
В те дни, когда теракт в школе № 1 стал ежедневной болью для тысяч жителей Беслана, было понятно, что душевные травмы жертв трагедии не заживут еще долгие годы. В первую очередь, это, конечно, касалось детей, выживших в трехдневном аду, устроенном в стенах школы. Таких детей и подростков до 18 лет было 558. Поэтому была выбрана именно такая форма помощи пострадавшим.
Условия пребывания в Центре направлены на развитие творческого содружества, атмосфера – домашняя. В центре дети занимаются музыкой, рисованием, рукоделием, спортом, ставят спектакли. Причем все игры и занятия строятся таким образом, чтобы дело было общим: если это рисование, то в итоге должна получиться общая книжка, газета или выставка; если занятия по музыке или театральные, то в последний день ребята показывают спектакль или дают концерт, подготовленный общими усилиями.
Особая милость и благоволение Божие было явлено в обители 25 сентября 2005 года, когда на монастырском озере крестилось более 1000 человек. Вдохновляющая и жизнеутверждающая сила этого события была настолько велика, что решение о повторении массового крещения не заставило себя долго ждать. 2 сентября 2006 года в водах монастырского озера вновь было крещено свыше тысячи человек. Массовое крещение в обители стало традиционным и повторяется каждый год. В последнее время всё больше жителей Республики Северная Осетия - Алания возвращаются к своим духовным корням, принимая православие.
Новопросвещенные христиане относятся к делам веры весьма серьёзно и ответственно, поскольку принимают своё решение сознательно. Такая массовость не случайна, это выбор народа!
Всего за всё время существования монастыря на святом монастырском озере крестилось более семи тысяч человек.
22 июня 2006 года навсегда останется знаменательной датой в летописи Аланской обители. В этот день Владыка Марк, Архиепископ Берлинский и Германский передал сестрам Богоявленского монастыря ковчег с мощами святых мучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
18 июля, в девяностую годовщину со дня мученической кончины Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил освящение построенного в их память храма в Богоявленском Аланском женском монастыре.
28 декабря 2007 года Богоявленскому Аланскому женскому монастырю была передана в собственность Церковь Успения Пресвятой Богородицы и четыре с половиной гектара земли в высокогорном селении Лисри. Сегодня Лисри - это музей под небом, самый сохранившийся башенный комплекс в Северной Осетии. Прямо из под ног бьют минеральные малогазированные источники. Именно тут находится Свято-Успенский скит Богоявленского Аланского женского монастыря.
В 2008 году ненавидящие мира принесли на землю Кавказа новую боль. Грузинская армия вероломно напала на спящий Цхинвал. В Южной Осетии погибли сотни мирных жителей, десятки российских миротворцев, были разрушены дома, больницы, музеи, правительственные учреждения. И в этой непростой ситуации верующие всей России сплотились для помощи пострадавшим.
За время войны Аланская Богоявленская обитель пропустила через себя тысячи беженцев, более 200 человек принял Реабилитационный центр. 85 пострадавших, в основном женщины с малолетними детьми, находились в Центре постоянно, остальные, получив первую помощь, были распределены в другие места.
Обитель стала для беженцев не просто временным пристанищем. Неравнодушные к боли и трагедии осетин братские народы Российской Федерации, полностью доверяя Церкви, присылали свою помощь на адрес монастыря, где сестры готовили комплекты для раздачи пострадавшим и остро нуждающимся. Монахини распределяли денежные пожертвования, приобретали одежду, медикаменты, школьные принадлежности, учебники, игрушки. Связь с теми, кто жил в монастыре в дни войны, не прервалась по сей день, сестры узнают о жизни «своих беженцев» и по мере возможности помогают нуждающимся.
В день Крещения Господня 19 января 2009 года Православная Осетия получила замечательный подарок. Богоявленский Аланский женский монастырь выпустил 10 тысячным тиражом православный молитвослов на осетинском языке ("Куывдуат").
Над изданием трудился коллектив энтузиастов, который возглавил выпускник Северо-Осетинского государственного университета, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Дигора иерей Роман Плиев. Много сил приложили сестры Богоявленской обители во главе с настоятельницей монахиней Нонной (Багаевой). Основу изданных текстов составили переводы, выполненные священниками осетинами в XIX веке. Священник Роман Плиев вместе с группой филологов перевел тексты в современную графику и привел в соответствие с сегодняшними нормами осетинской орфографии.
Проект стал поистине и патриотическим, и международным: помощь в финансировании оказал Благотворительный фонд РПЦЗ, возглавляемый священником Андреем Сикоевым из Мюнхена, который сам профессионально занимался переводческой деятельностью. Так ещё до принятия священнического сана, он перевёл на немецкий язык знаменитый «Нартовский эпос» осетин.
blagos.ru