В воскресенье, 4 августа в горных районах Южной Осетии - Урстуалта, Цалагом, Тлигом, некоторых районах Северной Осетии, в Тырсыгом отмечают один из самых древних и любимых праздников осетин - Атынаг. В какую бы часть света судьба не забросила выходцев из этих мест, праздник предков - Атынаг- остается для них знаковой датой.
Атынаг – праздник, олицетворяющий окончание лета и начало осени. Только отметив этот праздник и воздав молитвы Богу и покровителю плодородия Атынагу, осетины могли отправиться на сенокос. Согласно старинному верованию, за несоблюдение обычая Атынаг мог уничтожить урожай, наслав затяжные дожди или засуху. Находились "атеисты", приступавшие к сенокосу до наступления праздника, но в случае установления плохой погоды вся вина падала на них, и неповиновавшиеся были обязаны выплатить компенсацию общине в размере двух быков.
Праздник готовился под руководством старейшин, которые отвечали за сбор средств на покупку жертвенного животного и производство араки и осетинского пива, а младшие обходили соседние селения и приглашали всех в святилище на празднество. Празднование начиналось с вознесения молитвы старшими – они просили Бога и Атынага послать им хороший урожай, чтобы встретить зиму. Кроме мяса жертвенного животного обязательными атрибутами праздничного застолья были три традиционных осетинских пирога, арака и осетинское пиво. Обычно веселый праздник с песнями и танцами проходил в первое воскресенье осени, а уже во вторник в любую погоду мужчины отправлялись на сенокос.
Атынаг также знаменовал период взросления мальчика – если родители отправляли сына на сенокос после празднования, это означало, что они считают его уже достаточно взрослым для того, чтобы взять на себя ответственность за семью.
В Южной Осетии наиболее широко отмечают Атынаг в селении Рук в святилище «Хисты-дзуар». В этот день сюда приходят не только жители села, но и выходцы из ущелья, проживающие в Цхинвале и российских городах.
Святилище представляет собой небольшую огороженную каменной кладкой площадку на вершине возвышенности. Это своего рода алтарная часть, где имел право находиться только священнослужитель «дзуары-лаг». Сегодня на эту сакральную территорию заходят люди, которые отличаются только умением складно произносить молитвы. Паломники подходят к каменному парапету, ставят свои подношения, человек внутри ограды произносит набор молитв. После паломники идут к колоколу и звонят в него три раза, затем можно и перейти к застолью.
В этот день в Рук организовывалась и ярмарка. Селение Рук (вернее группа селений) располагалось на выходе из нескольких ущелий, сюда же было проще попасть и из некоторых северо-осетинских ущелий. В этот день с равнины прибывали и торговцы.
Особый интерес представляет колокол святилища. Изготовлен он был в старину и весит 110 кг. Таких колоколов всего несколько на Кавказе и при его плавке использовались дорогие металлы. В советскую эпоху, когда шла борьба с религиозными предрассудками трое комсомольца-активиста сняли его с дерева в святилище и перетащили на сельскую площадь. Где в колокол били во время сбора на работу или тревожного сбора округи. Но это святотатство не прошло для них даром. Двое из них попали под лавину, в результате чего один погиб, второй ослеп. Что примечательно, сохранилось предание,что внезапный снегопад, который спровоцировал лавину, начался в августе и в праздник Атынаг. Лишь в 60-ые годы колокол был возвращен в святилище. Но позже ему пришлось пережить еще одно похищение, в 90-х годах он был похищен неизвестными злоумышленниками, которые очевидно хотели его перепродать на лом. Два года о судьбе реликвии ничего не было известно, пока чудесным образом колокол не оказался во дворе святилища. Как говорят сами рукцы, и в семьях грабителей началась "черная полоса".