Первым большую работу по сбору материалов о жизни Коста начал Гиго Дзасохов.
В 1909 году в Ростове-на-Дону вышла тоненькая книжка «Коста Хетагуров». Кроме критико-биог-рафического очерка, написанного самим Гиго, здесь были стихотворения, письма и воспоминания, документы к биографии поэта, портреты. В разделе «От автора» особенно Г.Дзасохов поблагодарил за помощь сестер Цаликовых, А. Гущина, М. Коченова и объявил, что вырученные от продажи этой брошюры деньги поступят на образование фонда «для постановки памятника покойному поэту и общественному деятелю». Гиго вовсе не претендовал на то, что в своей работе сумеет дать полную характеристику творчества К. Хетагурова. Он справедливо считал, что это дело «будущего историка осетинской интеллигенции», однако Коста был для автора-составителя человеком, который выше всего в мире ставил интересы родного края… Который при мысли о бедственном положении родного народа забывал личные невзгоды и интересы, стремился объять любовью весь мир. Уже тогда, в 1909-м, Гиго пророчески говорил о том, что, «если когда-либо суждено будет развиться осетинской литературе, то стихотворения Коста в ней займут самое почетное место».
А ведь при жизни К. Хетагурова они не были особенно близкими людьми. Более того, не раз сталкивались на страницах газет как страстные публицисты-оппоненты, защищавшие прогрессивные жизненные начала с разных политических позиций. Их перья не единожды скрещивались в «Терских ведомостях», «Тереке», «Казбеке». Но после смерти Коста именно Гиго открыто обратился к общественности не только всего Кавказа, но и Петербурга, где К.Хетагуров учился в Императорской академии художеств. И на его просьбу рассказать о Коста откликнулись многие: у поэта было немало единомышленников и настоящих, любящих его друзей.
В те дни труд Гиго имел большой успех. Люди по-разному отнеслись к нему. Читатели прониклись глубочайшим уважением к сделанному, понимая, как нелегко было Г.Дзасохову осуществлять задуманное.
Архив Коста Хетагурова остался у его сестры Ольги, которая сама привлекла Гиго к разбору написанного. «Надо было разобрать бумаги Коста, кое-что выбрать, другое уничтожить», — говорила О. Л. Хетагурова. Отталкиваясь от этого, некоторые читатели, не принявшие труд Гиго и не захотевшие понять его истинно благороднейшего порыва и поразительной настойчивости в поисках необходимых материалов, даже упрекали собирателя в искажении взглядов Коста, в намеренном уничтожении наиболее ценных, политически острых и злободневных произведений поэта. Они не могли и не хотели простить Гиго того, что он назвал Коста «поэтом-народником», гуманной натуре которого было противно всяческое насилие. А ведь Коста призывал к бою, к тому, чтобы «грудью грудь насилия встречать».
Гиго по праву стоит в ряду видных дореволюционных деятелей осетинской культуры. Исключительно образованный (окончил церковноприходскую школу, Ардонскую семинарию, Казанскую духовную академию), он всю жизнь занимался самообразованием, упорно работал над собой: много читал, был редактором первой во Владикавказе социал-демократической газеты «Искра», за издание которой его арестовали и осудили, отправив в ссылку в Астраханскую область. Много лет Гиго проработал в разных местах преподавателем. И везде его любили и ценили ученики, надолго сохранившие ему верность. И умер он совсем молодым, не дожил даже до 38 лет. Во время нападения на свое родное село Георгиевско-Осетиновское контрреволюционного бандформирования был схвачен, подвергся жесточайшим пыткам, в результате чего погиб… Это было 18 октября 1918 года.
В свое время, в 1993 году, во Владикавказе увидела свет «Антология педагогической мысли Северной Осетии». Удивили статьи Гиго Дзасохова, подчеркивающие его бесспорный талант литературного критика. Им на достаточно профессиональном уровне были сделаны анализы творчества Чехова, Горького, Л. Толстого, Короленко, Тургенева, Достоевского. А как бескомпромиссно критиковал он низкопробную литературу, ставшую модной в послереволюционное время, рассчитанную на отсталые вкусы обывателя!.. Гиго всегда защищал русскую классику, способствовал дружбе осетинского народа с русским и другими народами России. Ненавидел чинуш, совсем не думающих о судьбе простых людей.
И, конечно же, составление первой книги под названием «К. Хетагуров» вышедшей на заре XX века, в 1909 году — огромная заслуга этого яркого человека.
Есть среди многочисленных трудов наших современников о Коста и работа Р. К. Тедеты (Скифирон) «Коста в жизни». Это систематический свод воспоминаний современников, собственных его свидетельств и других материалов. В книге интересно все, начиная от раздела «От составителя», где Рюрик Константинович приводит пророческие слова профессора В. И. Абаева: «У Пушкина был Белинский. Коста пока не имеет своего Белинского». А сам составитель сетует на то, что у нас пока нет таких тематических изданий, как «Забытые переводы «Ирон фандыра», «Словарь языка К. Хетагурова», «Коста о литературе и искусстве», «Переписка К. Хетагурова» и других. Тедеты искренне благодарит издание 1909 года Гиго Дзасохова, которое, по его мнению, является своеобразным образцом для него как составителя, и светлой памяти именно этого человека и Сармата Косирати, первых собирателей и исследователей наследия Коста, посвящает свой труд.