Экспозицию можно увидеть в Российском этнографическом музее до 20 ноября.
На выставке представлены предметы, являющиеся частью собрания Российского этнографического музея по этнографии осетин, населяющих центральную часть северных и южных склонов Главного Кавказского хребта. Осетины – единственный ираноязычный народ Северного Кавказа, культура которого уходит корнями вглубь индоевропейской и горской цивилизаций, сообщают "Новости Санкт Петербурга".
В собирании коллекций по осетинской культуре принимали участие сотрудники музея Б.А. Бонч-Осмоловский, А.А. Миллер, Е.Н. Студенецкая; представители осетинской интеллигенции, такие, как З.П. Валаев, а также известные специалисты из других научных учреждений страны, в числе которых были Б.А. Куфтин и Е.Г. Пчелина. Евгения Георгиевна Пчелина (1895– 1972) более пятидесяти лет своей жизни посвятила археологическому и этнографическому изучению Северной и Южной Осетии.
Под ее руководством были проведены исследования и реставрационные работы двух выдающихся святынь осетинского народа – святилища Реком и Нузальской часовни. Отдавая дань заслугам Е.Г. Пчелиной в изучении древнейших пластов традиционной культуры осетин, в состав выставки включены предметы, имеющие особое сакральное значение. В их число входят кресло-трон для старшего в роду мужчины и чаша для пива, привезенные из экспедиций самой Е.Г. Пчелиной. Еще одна чаша, приобретенная Б.А. Бонч-Осмоловским, отличается богатым резным скульптурным декором. Эти сосуды отсылают к праздничным пиршествам и возлияниям пивом – особо почитаемым ритуальным напитком. Чаши также являются напоминанием о традиционном культе природы.
Культ животных нашел свое отражение в осетинской орнаментике. Так, золотная вышивка башлыка – мужского головного убора – включает изображение оленя как обожествляемого существа. Форма башлыка, восходящая к скифской эпохе, свидетельствует о древних корнях отдельных элементов осетинской одежды.