ИА "Рес" продолжает серию репортажей « Жизнь у самой границы - какая она есть». В рамках пресс-тура в Цхинвальский район представители СМИ республики побывали в нескольких приграничных селах. Подводя итоги поездки, можно говорить о том, что история этих сел за последние тридцать лет складывалась одинаково, во многом схожи и сегодняшние проблемы.
Приграничные с Грузией села Южной Осетии живут в «особом режиме», начиная с конца 80-х годов 20 века, когда именно они принимали на себя первыми удары грузинских бандитов, позже их официальной армии. В этих селах, наравне с некоторыми кварталами Цхинвала, много разрушенных домов, они не раз оказывались в полной блокаде.
На примере села Гром можно кратко охарактеризовать историю каждого приграничного села: когда-то густонаселенное, тучные стады, щедрая земля, цветущие сады,трудолюбивые сельчане. Сегодня Гром - это 110 дворов, в 30-ти из них владельцы живут наездами. Сельчане, как и в других селах, живут за счет собственных хозяйств.
Глава сельской администрации Маирбег Кусраев рассказывает, что большинство жителей – преклонного возраста, число молодежи сокращается с каждым годом.
И снова вода и дороги...
По словам Кусраева основные проблемы - не благоустроенная центральная дорога и старые водопроводные линии, но они уже частично решены.
«В рамках инвестиционной программы нам заменили водопроводные трубы, в скором времени заасфальтируют дорогу длиной в полтора километра. В следующем году предусмотрен ремонт двух улиц, а к двум кладбищам проведут дорогу. Со светом у нас проблем нет давно, теперь и с подачей воды все нормально», - сказал он.
По его словам, руководство республики и районная администрация держат в зоне внимания жизнь села и при необходимости оказывают помощь.
Кусраев отмечает, что в селе есть амбулатория и она функционирует в штатном режиме, там есть все необходимые лекарства, «скорая помощь» и врач, приезжающая по каждому вызову.
«Еще в амбулатории есть молодой стоматолог, он работает три раза в неделю. Люди к нему идут охотно. Кроме того, диабетиков в селе у нас бесплатно обеспечивают лекарствами. Необходимые медикаменты им присылают из Цхинвала», - поделился он.
Глава сельсовета обозначил еще две проблемы: в селе нет техники для работы в поле, также отсутствует подразделение МЧС, и в случае пожара огонь некому тушить. По словам Кусраева, в этом году в Гром сгорело три жилых дома.
«Мы просим выделить нам одну пожарную машину и несколько сотрудников МЧС, чтобы в случае ЧП было к кому обратиться», - сказал он.
Здесь, как и во многих селах, остро стоит проблема размножившихся диких животных. В селе много крупного рогатого скота, но звери, потеряв всякий страх, стали спускаться прямо в село за добычей. Они наносят большой урон хозяйству жителей.
Сельская школа: есть условия, но мало учеников
Громская средне-общеобразовательная школа – малокомплектная. Здесь всего 12 детей и 15 учителей. В учебном заведении отсутствуют 2,3, 5 и 6 классы. Большинство учителей приезжают из города, поэтому их привозят и отвозят обратно. Так как сельский транспорт едет только три раза в неделю, часто функции водителя выполняет директор школы Давид Кусраев -молодой директор.
«В школе есть все условия, вновь отремонтированные классы готовы принять новых учащихся. Сейчас в школе -12 учеников. В прошлом году их было больше, но вместе с сокращением населения уменьшается и количество детей», - говорит Кусраев.
По его словам, благодаря поддержке районной администрации, учебное заведение зимой будет подключено к центральному отоплению, сейчас занимаются проведением электроэнергии и уже в течение недели все подключат.
У школы нет своей спортплощадки. Как отмечает директор, летом площадку им заменяет двор с зеленым лугом, но зимой детям приходится сидеть в классах, и они могут себя развлечь только интеллектуальными играми.
Молодежь уезжает
Давид Кусраев сам родом из этого села, но после войны был вынужден уехать в Цхинвал в поисках работы.
Он, как и многие молодые люди села, служил в миротворческих силах, но когда они были расформированы, молодые люди остались без работы и начали покидать село.
«Раньше в селе были худшие условия: бездорожье, отсутствие света и любой инфраструктуры, но у нас, молодых людей, была работа, и мы трудились, даже несмотря на то, что приходилось добираться на работу, проезжая сотню километров. После расформирования миротворческих сил мужская часть населения уехала, потому что в селе не было работы и им нужно было как-то содержать семьи», - говорит Кусраев.
По его мнению, чтобы люди не уезжали с села, нужны рабочие места, и не только для мужчин, но и женщин, а также условия для детей: различные секции, возможность заниматься спортом.
Авторство:
Зарина Хубаева "Рес"