В последние десятилетия, посредством ряда местных СМИ, до нашего населения пытаются донести, что осетины ошибочно считают Пасху днем поминовения усопших, хотя такое восприятие у нашего народа было всегда.
Причем порой подобное мнение попросту навязывается. При этом многие забывают, что у осетин есть свои национальные традиции, обычаи, доставшиеся от предков и прошедшие сквозь века. И если столетиями народная религия и христианская вера мирно сосуществовали, то зачем надо рушить эту грань сейчас? Более того, посещение кладбища на Пасху – это не только данность у осетин.
В воскресенье Христово многие люди даже в той же России приходят на кладбище, чтобы почтить память близких и родных. И здесь осетины точно ни при чем. В той же Москве, в Ставрополье, некоторых других городах в Пасху сотни людей посещают могилы родственников. Для этого даже организуются специальные автобусные маршруты. И хотя в православной традиции близких и родственников поминают во вторник на десятый день после дня Пасхи в Радоницу, многие люди, по-прежнему, посещают могилы именно в пасхальное воскресенье.
В постсоветское время, когда церковь начала восстанавливать свое влияние в умонастроениях людей, был очерчен своеобразный компромисс. Ведь активная агитация за то, чтобы поминальную тризну справляли неделю спустя во вторник в Радоницу, не имела успеха. Привычка приезжать на кладбище в Пасху была и остается необычайно живучей. А так как люди никак не хотели отвыкать от пасхального посещения кладбищ, то церковь предложила посещать могилы усопших на второй день, в понедельник. Таким образом разделяя радостную Пасху с поминальным обрядом.
В Осетии воскресенье Пасхи, по-прежнему, остается традиционно днем посещения могил умерших. Но трактовка «в понедельник» доходит и до нас. Даже появилось такое название как – «Мæрдты Куадзæн» (букв. Пасха умерших) и в одно время первый понедельник после Пасхи даже официально считался выходным, чтобы люди могли посещать кладбища в обособленный от Пасхи день. Однако еще раз отметим, что поминальный понедельник – ноу-хау по сути, он не имеет никакого отношения ни к народной традиции, ни к православным канонам. Получился просто этакий выдуманный день в следствии.
Любопытно и другое. Как уже было отмечено, по православным канонам усопших вспоминают в Радоницу.Но и она отмечается только русскими православными христианами, скажем, у православных Греции и ближнего Востока такого праздника не установлено. Праздник отмечается во вторник Фоминой недели. Это вторая неделя после Пасхи и первый день, в который совершается поминовение усопших. Церковь в этот день как бы делится пасхальной радостью с умершими. Согласно поверьям, в Радоницу усопшие могут спуститься на землю и побыть рядом со своими близкими (некая параллель с осетинским Лауызгæнæн, к слову), поэтому на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства. Здесь совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нуждающимся на помин души. При этом яйца для Радоницы красили отдельно, и не в красный, а в желтый или зеленый цвет. Эти цвета считались «жалобными», т.е. траурными. И хотя в России Радоница еще не переняла полностью статус поминального дня у Пасхи, православная церковь и светские власти делают все для изменения отношения людей к этому дню.
У нас в Осетии все не менее сложно. В осетинской народной традиции Пасха, с одной стороны, один из поминальных дней в течение года, причем менее значимый (если так можно выразиться), чем «Зæрдæвæрæн» и «Майрæмы Куадзæн», с другой стороны – этот день в ряде сел праздничный, но не связан с христианским календарем. К примеру, в с. Бузала представители фамилии Гассиевых в этот день устраивали празднество в честь святилища Карта (Хъарта), на кладбище же поднимаются только те сельчане, у кого в текущем году кто-либо умер. Причем поднимаются после обеда.
Если же брать Республику в целом, то на Пасху кладбище многие посещают вне зависимости от срока смерти родственника. При этом надо признать, что Церкви в течение последних лет несколько удалось сломить традицию приходить на кладбище на Пасху. Некоторые поминают своих усопших близких и родных на следующий день в понедельник. А некоторые, видимо, чтобы не обидеть усопших, умудряются посещать могилы и в воскресенье, и в понедельник... Но воскресенье традиционно собирает на кладбище, конечно же, больше людей. Вообще, эти навязчивые метаморфозы любопытны. Ведь еще недавно само предположение, что можно приходить на кладбище в другой, кроме Пасхи, день выглядело, по меньшей мере, неуместным. Да и не стоит забывать, что понедельник издревле у наших предков не считался «поминальным» – неслучайно же еще в советский период у осетин в понедельник даже возбранялось устраивать похороны.
Мы, конечно же, не вправе указывать, когда следует посещать кладбище нашим читателям. Каждый решает исходя из своих убеждений. При этом еще раз повторяем, что если следовать православным правилам, то отправляться на кладбище следует только через неделю, во вторник. Понедельник же, следующий сразу после Пасхи – это не канонический и не традиционный день. Иными словами, если вы отправляетесь на кладбище в послепасхальный понедельник, то с таким же успехом вы можете пойти на кладбище и в любой другой день, во вторник, среду, четверг и т.д.
…Данный вопрос, безусловно, сложный и каждый должен решить его в зависимости от своего мироощущения. А это либо по национальной традиции – в пасхальное воскресенье, либо по христианской – через неделю. Но никак не в первый понедельник. При этом сегодня уже трудно выяснить, когда Пасха из праздничного дня трансформировалась в день поминовения усопших. Или этот день издревле считался у осетин поминальным и снова получилось элементарное наслоение дат двух религий, как и во многих других случаях, где целенаправленно, с течением времени, а где в связи с неправильными подсчетами и особенностями лунного календаря. Такие вот две стороны одной даты…