Религиозная картина в Южной Осетии является по-своему уникальной и отражает сложившийся веками синкретизм осетин. Христианство и народные религиозные воззрения вполне гармонично уживаются в представлении народа. Более того, это традиционное единство отражено в Конституции Республики. «Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа», – гласит статья 33 Основного закона РЮО.
Еще одна особенность религиозной картины Осетии – это обретение народными праздниками общенационального статуса. Как пример, празднование в роще Хетага, что в Алагирском районе РСО-Алания.
Согласно преданию, здесь в дубраве укрылся князь Хетаг, которого соплеменники намеревались умертвить за его переход в христианство. Спас его небожитель Уастырджи, явив на пути беглеца непроходимую для преследователей рощу.
Это сакральное место издревле являлось для жителей окрестных сел местом почитания Уастырджи, а с 1994 года праздник обрел общенациональный статус. В этот день, обычно второе воскресенье июля, сюда съезжаются паломники со всей Осетии и из-за ее пределов. В празднестве принимают участие и первые лица двух осетинских республик. В 2024 году день празднования – 14 июля.
В этот же день в Осетии отмечается еще один традиционный праздник, в основе которого красивый ритуал – Кёхцгёнён. Название переводится как «делание чаши», от осетинского кёхц – чаша. Это старинный общенародный праздник, упоминаемый в Нартских сказаниях, и устраиваемый в честь мальчика, появившегося на свет в течение истекшего года.
За две недели до наступления Кёхцгёнён мать новорожденного с младенцем отправлялась к своим родителям с символической чашей кёхц. Матери с сыном дарили для застолья бар ана и в зависимости от состоятельности в дар ребенку – коня, жеребенка, а также припасы для праздника. Ценные подарки делал новорожденному дядя по матери. По возвращении с дарами в дом супруга устраивалось пиршество для всего сельского общества и родственного круга. Если в селе было много новорожденных мальчиков, то семьи, объединившись, устраивали совместное пиршество.
Непременная составная часть праздника – хождение мальчиков в дома, где были новорожденные и беременные женщины. Они пели обрядовые песни, желая новорожденному счастья, а беременной – рождение сыновей, за что им преподносили подарки.
В настоящее время ристал проводится без прежней пышности и обилия даров со стороны родителей невестки. Но родители молодой женщины, особенно если этот первенец мальчик всегда стараются отметить это радостное событие отправкой в новую семью дочери жертвенного барашка, пирогов и выпивки. При этом не упуская возможность самим присутствовать на торжестве, которое сегодня преимущественно проводится в семейном кругу.
Для религиозных праздников всегда готовилась особая, ритуальная пища. Обязательными были пироги с начинкой из сыра, круглой или треугольной формы. Пиво варилось из солода, приготовленного из отборного ячменя, жертвенный барашек должен был быть белого цвета, без единого темного пятнышка.
В само святилище приходили с тремя пирогами, отварным мясом на трех ребрах или вертелом с шашлыком. Из хмельных напитков – пиво. Посещать место силы необходимо в светлой чистой одежде и со светлыми же помыслами. Молитву произносит мужчина, имеющий положительную репутацию, знающий традиционные ритуалы. В святилище также необходимо оставить монетки, как подношение, по числу членов семьи.