На одной конференции директор ЮОНИИ Роберт Гаглойти, касаясь вопросов геноцида осетинского народа, констатировал, что за XX век и начало XXI века произошли две попытки - фазы геноцида народа Южной Осетии. По его словам, два раза грузинские фашисты пытались сломить волю, стереть историческую память, уничтожить национальное самосознание, лишить Родины, и физически уничтожить население Южной Осетии. И что интересно, под геноцид попали и представители армянского народа, которые еще в 1915 году пережили геноцид со стороны османской Турции. У нас есть десятки примеров того, как осетины Триалетской Осетии, где на границе с Арменией располагалось девять осетинских селений, осетины в Боржомском ущелье Грузии и Южной Осетии, приютили и воспитали десятки армянских детей, оставленных своими родными во время их исхода из Турции. "Их потомки и сегодня проживают в Южной Осетии, например, представители фамилии Захаровых», - отметил историк.
«Дорога жизни»
Действительно, по словам одного из представителей фамилии Захаровых - Алана Захарова, его предки попали в Южную Осетию во время геноцида армянского народа. Его дед рассказывал историю их появления в Южной Осетии, и трагическую участь своей семьи, когда им пришлось бежать из родных мест.
«Он вспоминал, что во время войны с турками их семья, как и многие армяне, были вынуждены покинуть родные места. Армяне бежали, спасая свои жизни в разные направления. Бывали случаи, когда члены одной семьи впопыхах убегали в разные направления и терялись. Так произошло и с семьей Захаровых, мать с детьми спасались в одном направлении, а отец - в другом. И как показала жизнь, больше не встретились…», - отметил Алан Захаров.
«Дорога жизни» была очень трудной. Это долгие дни голодными - по лесам, горам и холмам, в дождь и в стужу, в жару и в холод. Как вспоминал дед Алана, «ели траву, чтобы не умереть от голода, ведь в спешке они ничего с собой не взяли». Кроме того, путь в неизвестность оказался для семьи трагичным для семьи Захаровых. От голода и тяжелой болезни – тифа скончались мать и две сестры. А изнеможенные тяжелой дорогой братья добрались до Кахетии.
«На тот момент, братьям было по девять, одиннадцать и двенадцать лет. Детей пожалела одна кахетинская семья, и приютила их. Для них ребята были лишней рабочей силой в доме. И братья помогали им по хозяйству за небольшой паек еды. Позже к ним приехал родственник, некий Тибилов из села Кроз, Дзауского района с дочерью. Но спустя некоторое время, выяснилось, что дочери не подходит климат, и они решили вернуться обратно, взяв с собой и Захаровых», - отметил он.
Так братья в 1921 году оказались в Южной Осетии, успев испытать и тяготы геноцида осетинского народа. Судьба и здесь оказалась неблагосклонной. У Тибилова умерла дочь, и от безысходности и горя он оставил братьев в Цхинвале на Богири, а сам уехал. Алан Захаров добавил, что никто из них не помнил, сколько им пришлось стоять в незнакомом городе, но спустя некоторое время к ним подошел некий алдар, как он сам представился, из села Рустау. «Он поговорил с ребятами, выяснил, кто они и предложил им поехать в его село. Братья согласились, и новая жизнь началась в селе Рустау. Там их приютили разные семьи. Один попал в семью Джабиевых, второй – к Кочиевым, а третий – к Оттаевым. Время шло, ребята оказались порядочными, не боялись никакой работы, и сельчане их полюбили, относились к ним как к родным. Два брата уже взрослыми переселились в Северную Осетию, обзавелись там семьями и один обосновался в селе Ногир, а другой – в Эльхотово. Хотели, чтобы и третий брат - Артем переехал во Владикавказ, даже приехали за ним, но столкнулись с категоричностью местных жителей, которые наотрез отказались отпускать его из села», - вспоминает Алан Захаров.
Его дедушка жил в семье Оттаевых, он был сильным и трудолюбивым человеком, и они относились к нему очень тепло. И, наверное, именно из-за его положительных качеств, они решили выдать за него свою племянницу (у Оттаевых были только сыновья). Так он создал свою семью, и Оттаевы и родные жены очень его поддерживали, помогали в жизни. "Во многом благодаря этой поддержке дедушка всегда работал на хороших должностях», - говорит он.
По его словам, из родственников отца их никто не искал, хотя, может быть, они даже ничего не знали об их судьбе. «Кроме того, братья даже забыли родной армянский язык, и Артем Захаров выучил его заново уже на фронте, во время Великой Отечественной, где он сражался с первого дня и до самой Великой победы. Вернулся он в 1945 году с большим количеством медалей и наград. Рассказывать о своих подвигах, да и о самой войне, не любил. Артем воспитал восьмерых детей – четырех сыновей и четырех дочерей», - рассказал внук Артема.
Достойный внук Артема
Сам Алан Захаров работает в системе МЧС с 1989 года, работал в Управлении государственной пожарной службы (УГПС), а с 2008 года – замминистра в Министерстве чрезвычайных ситуаций. За долгие службы в спасательном ведомстве он принимал участие в отражении агрессии со стороны Грузии и в послевоенном восстановлении.
Попросили его рассказать историю из военного времени сотрудников МЧС, постеснялся: «таких было много, но что о них говорить сегодня…». Но с гордостью отметил, что все ребята его управления во всех войнах принимали самое активное участие, и слава Богу, все остались живыми, и даже без ранений. По его словам, ни один вызов, даже в самые тяжелые времена не оставался без реагирования, включая август 2008 года. Спали много жизней...
- А спасибо говорят?
- Редко, но бывает. Но мы работаем не ради благодарности или каких-то поощрений. Просто выполняем свой профессиональный долг.
У Алана Захарова два сына. Один из них пошел по стопам отца и работает в МЧС, второй – военный. И уже три внучки.