Директор ЮОНИИ, заслуженный деятель науки РЮО, председатель Юго-Осетинского Совета Международного общественного движения «Иры Стыр Ныхас» Роберт Гаглойти считает, что к гуманитарным основам системы безопасности современного мира необходимо отнести искоренение геноцида, апартеида, национальной и религиозной исключительности, дискриминацию людей на этой основе.
Экскурс в историю
Историк убежден, что никто не должен отнимать право на мир и жизнь с учетом деликатного отношения к вопросам суверенитета, самоопределения государственных образований, к одобряемым их народами законам, правилам, формам обучения.
«После второй мировой войны в мире произошло более 150 войн. Со временем все больше качественных изменений происходит в методах и средствах ведения войны, и направлены они на разрушение окружающей среды и не только. Понятие «экоцид» и «биоцид» оказываются равнозначными понятию «геноцид», — говорит он.
По мнению Гаглойти, в многовековой истории осетин (ясов) — потомков скифов, сарматов и аланов, конец XX и нач. XXI вв. являются судьбоносными для нынешнего Государства Алания и народа, прошедшего сквозь горнило жестоких испытании и лишений.
«Уже с периода монголо-татарского нашествия (XIII-XIV вв. н.э.), когда средневековое Аланс-кое государство было разрушено, неоднократно вставал роковой вопрос: «Быть или не быть представителям аланского этноса?», осетинам — одного из древнейших народов Кавказа. С XV по XVII век осетинский народ, преодолевая последствия демографической катастрофы, вызванной кровопролитными войнами с монголами и Тимурленгом, а в XVII — XVIII вв., ознаменованные военными предприятиями правителей Картли и Имерети, боролся за свою свободу и независимость», — пояснил Гаглойти.
Постоянной частью внешней угрозы, как отметил он, были и военные предприятия иранских и отчасти турецких захватчиков, которые огнем и мечом неоднократно проходили по нашей территории. Он напомнил, что в освободительной вековой борьбе самой Грузии против этих захватчиков, всегда принимали участие их союзники-осетины.
По его словам, независимость Южной Осетии рождалась долго и трагически, с лишениями и утратами, с катастрофическим сокращением генофонда. В качестве примера он привел события, связанные со станицей Бургустанской на Северном Кавказе, где молодежь, спасшаяся от грузинских меньшевиков, в результате предательства одного из командиров полка была изрублена белоказаками генералов Хвостикова и Шкуро!
«За XX-XXI века произошли две попытки геноцида народа Южной Осетии. Грузинские экстремисты пытались сломить волю, стереть историческую память, уничтожить национальное самосознание и население Южной Осетии. Представители армян, подвергшиеся геноциду в 1915 году в османской Турции, ощутили на себе и агрессию грузинских фашистов. К сожалению, мировое сообщество не информировано о первом этапе геноцида южных осетин, совершенного Грузией в июне 1920 года. Это был первый геноцид со стороны Грузии за принципиальное нежелание осетинского народа выйти вместе с меньшевистской Грузией из состава РСФСР. История повторилась и после развала СССР в 1989-1992 гг., когда Грузия воспользовалась правом нации на самоопределение и вышла из состава РСФСР», — заявил историк.
Кровавая бойня, организованная на исконной территории Юж-ной Осетии, по мнению Гаглойти, явилась конечным результатом более чем 70-летней дискриминации со стороны грузинских властей.
«Национал-шовинистическое руководство Грузии попыталось в очередной раз решить конфликт между Южной Осетией и Грузией силовыми методами, которые, как и в 1920-м году, вылились в геноцид осетинского народа. Об этом говорилось и на научной конференции в июне 2015 года в ЮОНИИ, посвященной 95-летию геноцида народа Южной Осетии со стороны Грузии», — подчеркнул он.
Раскопки – свидетельства геноцида
В результате археологических работ в Цхинвальском и Дзауском районах, не связанных с геноцидом (археологов интересовала эпоха бронзы и античный период), они обнаруживали следы сожженных домов и скелеты жертв грузинских карателей.
«В Дзауском районе, в селе Корсеу, в отселке Едиат, были обнаружены на глубине 15-20 см от современной земной поверхности скелеты с черепами с пулевыми отверстиями, черепа без подбородочной или затылочной костей, а также костяки с перерубленными шейными позвонками. То же самое обнаружено во время работ в селах Жрия, Тонтобет, Жакулта, Дампалет и т.д. Эти факты говорят о свершении геноцида в 1919-1920 гг., которое было продолжено Грузией и в 1989-92 гг., в 2004 и 2008 годах, когда грузины решили реализовать план «Чистое поле», очень схожий с планом Гитлера «Барбаросса», — отметил Роберт Гаглойти.
Триада человеконенавистничества
Анализируя и сопоставляя события 100-летней (с 1920) и 12-летней (с 2008) давности, по мнению Гаглойти, мы должны отметить коренную связь и взаимную обусловленность геноцида с нацизмом и расизмом, которые составляют единую «триаду человеконенавистничества».
«С 1989 года агрессивный грузинский национал-экстремистский, фашистский режим неоднократно пытался окончательно решить вопрос не только пребывания осетин на их исконной территории, но и полного их уничтожения, что привело к 08.08.08 — очередному факту геноцида малочисленного народа. Осетия и осетины — наглядный пример страны и народа, испытавшего геноцид во всех его ужасающих проявлениях со стороны фашистской Грузии, и живой укор тем, кто вершит судьбы стран и народов фашистскими методами», — сказал он.
Историк считает, что фашизм — это и есть унижение, уничтожение и геноцид. А геноцид — это общая формулировка разносторонних действий, в данном случае против осетинского народа.
«Уничтожение, разрушение культурных ценностей, объектов культурного наследия, касающиеся жизнедеятельности и жизнеобеспечения национального политического образования, введение антинародных законов, в их числе перевод осетинского алфавита на грузинский, насильственное обучение грузинскому языку, тенденциозное изучение грузинской истории и т.д. — это уже называется «культурным» геноцидом», — уточнил он.
Роберт Гаглойти подчеркнул, что современная культура обращается не только к эпохам большого гражданского подъема, но и к эпохам борьбы за национальную независимость, к героическим темам. И, по словам историка, в современном обществе, в людях, должны поддерживать и укреплять, как говорил выдающийся ученый, академик Дмитрий Лихачев «сознание великого триединства: прошлое, настоящее, будущее».
Также директор ЮОНИИ убежден, что нельзя забывать тернистый путь, по которому прошел югоосетинский народ.
Он напомнил, что на X съезде осетинского народа, было принято обращение к Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, в котором просят признать массовое истребление осетин в 1920 году этническим геноцидом со стороны Грузии, признать правовую и моральную ответственность Грузии за геноцид южных осетин в 1920 году, а также истребовать от Грузии возмещение материального и морального ущерба, нанесенного осетинскому народу во время геноцида 1920 года, в размере 15 млрд рублей.
«Думаю, мировое сообщество должно обратить особое внимание на проявления геноцида, и найти методы для пресечения этого явления в самом зародыше, т.к. никто не застрахован в современных условиях от притязаний одних крупных политических образований к существованию других — более малых, хотя и намного выше стоящих по своей древней истории и культуре. Геноцид, как явление, следует оставить в историческом прошлом, также, как, например, людоедство (каннибализм), жертвоприношение и т.д.», — отметил историк.
Звенья одной цепи
Роберт Гаглойти выразил надежду, что геноцид народа Южной Осетии со стороны Грузии будет признан мировым сообществом, также, как и произошло признание независимости Южной Осетии рядом стран.
«В данном случае и геноцид, и признание независимости Южной Осетии — это звенья одной цепи, которая должна служить для одной цели — прогрессивному, цивилизованному, культурному, без больших и малых войн, развитию земной цивилизации.
В противном случае, мир может оказаться в условиях первобытно-общинного устройства, что вряд ли может устроить кого-либо. Необходимо вести диалоги исключительно на тему мира и благополучия, сохранения, баланса, нарушение которого может означать полный крах всего того, что создано человечеством, начиная с эпохи камня? Уверен, что мы можем предотвратить этот крах», – заключил директор ЮОНИИ.