Перестройку и возможность получить самостоятельность после развала Советского Союза Грузия еще восприняла как повод провести национальную чистку, отметила ИА "Рес" Зара Абаева - депутат Верховного совета Южной Осетии первого созыва, принявшего Акт о независимости республики 29 мая 1992 года.
"В 1989 году были уже беспорядки национального характера, они отражались в прессе, организации националистических союзов в Тбилиси. Появились и признаки практического характера. Осетин ущемляли на работе по национальному признаку. Например, на заводах грузинам делали преференции - выдавали холодильники, а осетинам нет. Был и такой случай, когда молочница отказалась носить молоко осетинке, а грузинке нет", - вспоминает Абаева.
Попытки лишить нацию единства языка
По ее словам, националистический период начался в 1990 году с программы развития грузинского языка.
"До этого на смену латинице пришел грузинский алфавит, как будто имеющий такие звуковые значения, как и осетинский. Но самое ужасное было в том, что южным осетинам был предложен грузинский алфавит, а для северных осетин остался русский. И это разделение было страшнее разделения народа посредством государственной границы, потому что разделить - это значит лишить нацию единства языка", - говорит Абаева.
В прессе, продолжила она, начали появляться статьи не только о языке, а о присутствии иной национальности на ''грузинской земле''.
"Это было началом уже серьезного конфликта, - отмечает депутат первого созыва. - Мы шли на многое, когда нас лишили даже автономии, несколько раз возвращались к этому, лишь бы не было войны, опять стали автономией, но даже это не вошло в расчет, нагнетание национального конфликта со стороны Грузии продолжалось".
Геноцид, который возвращается
Зара Абаева напомнила о геноциде, осуществленном Грузией в отношении Южной Осетии в 1920 году. Тогда, по ее словам, политика после советизации Грузии была направлена на то, чтобы две нации - осетинская и грузинская начали дружить после учиненного геноцида.
"Подчеркивалось, что не грузинский народ был виноват в геноциде, а именно меньшевики. Тем не менее, минули десятки лет и появилась фигура Гамсахурдиа, который выступал с фашистским лозунгом "Вымести осетин железной метлой". А позднее Саакашвили с лозунгом "Чистое поле". И ни один из них не был меньшевиком. Какой же идеей каждый раз поддерживается национализм грузин?", - рассказывает депутат.
Давление на депутатов первого созыва
Жизнь Зары Абаевой не особо была связана с общественно-политической жизнью до начала 90-х годов - дом и работа в научно-исследовательском институте занимали все ее время.
"Однако потом мой дом, можно так сказать, превратился в штаб "Адамон Ныхас", в котором я состояла. Позже меня и группу ее членов выдвинули в депутаты парламента, именуемого в то время Верховным Советом. Мы боролись как могли, нам угрожали расправой. Ко мне пришли домой и принесли фотографию, на которой мое лицо было за решеткой. И сказали, что ее поместят в статье о моем аресте", - вспоминает Абаева.
В грузинской прессе активистку называли "марионеткой Кремля", говоря о том, что якобы оттуда депутатам дают установки.
"Эта статься была подписана моей родственницей Чиаевой. Очень поздно выяснилось, что она не была автором, просто воспользовались ее журналистским именем. Была и такая статья, что в Цхинвале только четыре дома с жильцами-осетинами, подписанная профессором, доктором наук по античной литературе Шалвой Шадури, который был родом из Цхинвала. Потом он доказал, что не имел никакого отношения к публикации. И такого рода манипуляции проводились, чтобы материалы выглядели правдоподобными", - рассказывает депутат.
По словам Зары Абаевой, осетинский народ прошел через многие беды и страдания, но ему удалось выстоять.
"Наша память исторически будет коленопреклонна перед теми, кто пожертвовал собой ради независимости нашего государства. Она была лозунгом многих народов в их борьбе за свободу, потому что независимость и свобода почти синонимы, имеется ввиду свободный от давления. И дай Бог быть таковыми нашему государству, парламенту и каждому человеку в нашей республике, пусть каждый чувствует себя свободным, независимым, умеющим думать по-своему", - завершает свой рассказ такими пожеланиями депутат первого созыва.