14 июля исполняется 30 лет со дня знаменательного события в истории осетинского народа – ввода Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта. Следует вспомнить международные политические условия, в которых происходили принятие решения о вводе миротворческих сил, сам ввод и начало функционирования.
Приход к власти в Грузии манипулируемых Соединенными Штатами Америки крайне националистических, шовинистических сил под руководством Звиада Гамсахурдиа в 1990 году привел к военной агрессии Грузии против Южной Осетией в 1991 году.
Жители Южной Осетии, вмиг оказались в энергетической, информационной, продовольственной и военной блокаде, пребывали в изумлении, если не сказать в шоке, от происходящего.
Трудно перечислить все тяготы и нужды цхинвальцев на протяжении полутора лет войны и блокады. Артиллерийские обстрелы Цхинвала проходили почти каждый день. Когда Цхинвал не обстреливали, это считалось такой сенсацией, что аж сама пресс-служба президента Грузии на весь мир распространяла специальное сенсационное заявление, что сегодня Цхинвал артиллерийскому обстрелу не подвергается.
К обстрелам прибавляем военную и продовольственную блокаду Цхинвала. На протяжении нескольких месяцев каждый завоз продовольствия в Цхинвал становился целым событием. Более того, приказом дирекции «Цхинвалторга» из продовольственных магазинов Цхинвала под покровом ночи были вывезены продовольственные товары. Большим достижением был завоз немецкой гуманитарной помощи – сухпайков западногерманской армии. Измученным голодом людям нехитрая солдатская еда казалась деликатесом.
Поразительно, что в таких условиях, под обстрелами, работали институт, школы, больницы и ряд других учреждений.
Сменивший Звиада Гамсахурдиа триумвират в составе Китовани, Сигуа и Иоселиани, а затем и приведенный ими к власти Эдуард Шеварднадзе не только не прекратили, но и усилили репрессии против осетин. Если при Гамсахурдиа Цхинвал обстреливали в основном в ночное время, то при Шеварднадзе артобстрелы стали вестись и днем. А приблизительно с 1 июня обстрелы стали и вовсе непрерывными, велись и днем, и ночью.
Ситуация в Южной Осетии крайне отрицательно влияла и на ситуацию в Северной Осетии, которая входит в состав Российской Федерации. В центре Владикавказа несколько дней собиралась многотысячная толпа, которая требовала принятия срочных мер. Боясь выхода ситуации из-под контроля, руководство республики, в свою очередь, оказывала соответствующее давление на федеральный центр.
Немалую роль сыграли и экстренные телевизионные выступления вице-президента России Александра Руцкого и Председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова, которые в жесткой форме потребовали от Грузии немедленного прекращения артобстрелов Цхинвала, открытым текстом угрожая в противном случае нанести ракетно-бомбовый удар по Тбилиси силами российской авиации.
Президент России Борис Ельцин и в марте 1991 года специально встретился с президентом Грузии Звиадом Гамсахурдиа, чтобы вежливо потребовать от него прекращения войны в Южной Осетии. Гамсахурдиа не оценил вежливости руководителя России, в переводе с дипломатического на общепонятный, просто посмеялся над ним. Ельцин увидел, что промедление в этом вопросе его оппоненты могут использовать в свою пользу. Он довёл до нового лидера Грузии Шеварднадзе, что ситуацию Россия воспринимает предельно серьезно. Однако во время самой Грузии Шеварднадзе позволил себе шутливые, дурашливые замечания, в ответ на что Ельцину пришлось обрушить всю мощь своего гнева на ни в чем не повинный стол. Это создало благоприятные условия для понимания Грузией важности текущего момента и она сочла за благо подписать Сочинское соглашение об основных принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.
13 июля 1992 года грузинская артиллерия на некоторое время прекратила обстрел Цхинвала. Измученные от долгого пребывания в подвалах и укрытиях люди вышли на улицы порадоваться солнечному свету и размять ноги. Люди удивлялись, неужели войска Госсовета Грузии решили досрочно начать перемирие? И тут обстрел возобновился с новой силой, обнажив коварный замысел грузинского военного командования. Много людей было убито буквально в последние минуты войны.
Утром, 14 июля 1992 года трехсторонние миротворческие силы вступили на места постоянной дислокации в зоне грузино-осетинского конфликта. Местом расположения Объединенного Штаба стала воинская часть в центре Цхинвала близ здания института (ныне – ЮОГУ).
Начался шестнадцатилетний процесс мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта, который до поры до времени называли самой успешной миротворческой операцией во всем мире вплоть до 7 августа 2008 года – до дня вероломного начала полномасштабной военной агрессии Грузии против Южной Осетии и России.
В Южной Осетии в дань памяти о миротворцах их именем названа одна из центральных улиц Цхинвала. Здесь же установлена памятная стела.