23 августа 1930 г. Постановлением Президиума ЦИК Юго-Осетинской Автономной области было создано областное пожарное управление. В помощь управлению из состава вневедомственной милиции была организована добровольная пожарная дружина, которую возглавил Михака Санакоев. Они начинали с самого малого, не было средств тушения, транспорта, пожарные обслуживали город и прилегающие территории. В составе пожарной дружины было всего 16 человек.
Экскурс в историю
Пожарные в Южной Осетии появились, однозначно не в 1930 г., а намного раньше. Так в 1925 г. была создана городская пожарная команда — «пожарная дружина». На ее вооружении находились две телеги с водяной помпой и лестницей. Пожарная дружина насчитывала четыре брандмейстера. А решение об образовании полноценного пожарного управления было принято 5 лет спустя. Нынешний министр чрезвычайного ведомства Азамат Чочиев, который работает в системе около 33 лет, хорошо знает историю образования и развития пожарной службы в Южной Осетии. По его словам, за время существования пожарной службы в Южной Осетии, название несколько раз менялось, параллельно развивалась сама система.
«Как полноценная организация пожарная служба начала деятельность 23 августа 1930 г. Именно поэтому этот день считается днем образования противопожарных служб Южной Осетии. В этом году службе исполняется 90 лет. Изначально пожарные располагались на ул. 13 Коммунаров, а в 1933 г. началось строительство нового депо по ул. Героев, куда югоосетинские пожарные перешли в 1936 г. Башня, которая и сегодня стоит во дворе пожарной части, была предназначена для обзора территории города. Ведь тогда еще не строились пятиэтажные здания, и оттуда город — практически как на ладони. Безусловно, и техническое оснащение было намного слабее, но из года в год оно обновлялось, внедрялись новые технические средства», — поделился воспоминаниями министр.
Одна пожарная часть не могла справиться с объемом работы, поэтому с годами их количество росло. Посты открыли во всех районах. Азамат Чочиев начал работать в пожарной системе в 1987 г. рядовым пожарным. После его назначили пока командиром отделения, начальником караула и т.д. Прошел все ступни карьерного роста. С 2019 г. он — глава министерства по чрезвычайным ситуациям РЮО. По его словам, все эти годы он работал в хорошем коллективе. «Меня как молодого новобранца приняли очень тепло. Все ребята в советское время были физически крепкими, практически каждый занимался каким-либо видом спорта. Это помогало нам ежегодно принимать участие в различных соревнованиях, где занимали призовые места. Служба отличалась строгостью», — говорит Азамат Чочиев.
В конце 80-х годов управление пожарной охраны получило в свое распоряжение новое здание по ул. Комсомольская. Здесь располагалось пожарное депо, здесь жили и сами сотрудники пожарной части.
И на войне — на службе
Серьезные испытания для пожарных республики выпали на период грузино-осетинского противостояния. Во время систематических обстрелов Цхинвала грузинской артиллерией горели жилые дома, административные здания. Немало пришлось трудиться цхинвальским пожарным, когда грузинские экстремисты перекрывали подачу воды в город. Вода для бытовых нужд регулярно завозилась в городские кварталы, организации и предприятия. Азамат Чочиев вспоминает, как в 90-е пожарную бригаду задержали грузинские неформалы в районе с. Еред, куда пожарные выехали на тушение. «Два дня пожарный расчет был в плену у грузин в селе Еред. Вместе с пожарными тогда задержали начальника пожарной инспекции по Цхинвалу Чермена Букулова и руководителя пожарной охраны по Южной Осетии Мозирока Гучмазова. С помощью переговоров удалось добиться их освобождения», — рассказывает Чочиев.
Ветераны пожарной охраны считают те годы самыми тяжелыми. Ведь им приходилось бороться не только с огнем, тушить пожары, спасать людей, имущество и дома, но и противостоять общему врагу. «Во время грузино-осетинского конфликта сотрудники ведомства одновременно служили в пожарной части и стояли на охране рубежей Родины. Служба осложнилась, это было связано не с выполнением профессиональных обязанностей, само время требовало от каждого встать на защиту Отечества и защитить народ от внешнего врага», — вспоминает ветеран пожарной службы Руслан Парастаев.
Оглядываясь в прошлое
Парастаев начал службу в системе противопожарной безопасности в должности начальника пожарной инспекции Дзауского района в 1982 г., где прослужил до 1996 г. «Начальником пожарной службы был Ахмат Тедеев — очень грамотный наставник и профессионал. За положительные качества его все любили, он относился к нам с большим уважением, ценил каждого сотрудника. Благодаря грамотному подходу Ахмата Тедеева работа всегда была скоординированной, каждый работал на «отлично».
«В то время ведомство называлось ППЧ-23. Там работали грамотные люди, преданные профессии и долгу, относились друг к другу с уважением. Техническое оснащение оставляло желать лучшего, но машины были. В 1983 г. мы получили новую машину, благодаря которой тушили пожары во всем районе», — с улыбкой отметил Руслан Парастаев. Эта машина и сейчас на вооружении в ПСЧ Дзау. Парастаеву запомнился случай из далекого 1996 г. В центре Дзау горела ГАЗ-53 цистерна, полная бензина. На вызов выехала бригада молодых пожарных. Руслан лично координировал тушение, помог им выбрать правильную тактику, чтобы не произошло трагедии, и только водой потушил пожар методом ударной волны. Он проработал по линии пожарной безопасности 15 лет, а в 1996 г. назначили начальником Дзауского РОВД. Но обмундирование пожарника всегда было готово на случай ЧС.
Чермен Букулов трудовую деятельность начал в пожарной охране в Тбилиси в 1973 г., затем направлен в Харьков, где окончил пожарно-техническое училище. По возвращении Букулов стал инспектором пожарной охраны Цхинвальского района. «Через несколько месяцев меня назначили начальником пожарной инспекции района, и после перевели заместителем начальника областной пожарной инспекции. Впоследствии я возглавлял пожарную охрану Цхинвала, где проработал до 1992 г. Самые трудные годы для нас были в самом начале грузино-осетинского конфликта. Пожаров было очень много, а техники мало. Конфликт был в самом разгаре, до этого мы подчинялись Грузии, но в виду обстоятельств нас перестали снабжать обмундированием и техникой», — вспоминает он.
Тогда югоосетинские ведомства еще подчинялись Грузии, и, как отметил Букулов, они не раз писали в вышестоящие органы, чтобы им пополнили автопарк. И наконец, удача! Югоосетинской пожарной службе выделяют машины, но надо их пригнать из Харькова. «Я, Виталий Мулдаров и Хаджумар Гергаулов поехали в Харьков, причем на свои средства. Приехали, но на заводе сказали, что машины перегнаны в Грузию. Не знали, что делать, просили директора решить наш вопрос. Но никакой надежды на положительное решение вопроса он не давал», — рассказывает он.
Не найдя понимания со стороны директора, он решил позвонить одному генералу. Задержались в Харькове в ожидании ответа целую неделю. И каждый день Чермен звонил генералу, чтобы тот помог им решить вопрос. «Я ему надоел, наверное, и генерал через неделю позвонил директору завода и попросил выделить нам из московского резерва две машины. В феврале 1991 г. мы пригнали их через Зарскую дорогу в Цхинвал. Во время войны было много пожаров, и машины нам очень помогли. В районах республики было по одной машине, а в городе три. Мы дежурили целыми неделями, и ни один человек никогда не сказал, что устал. Пожарные уходили домой по графику, чтобы отдохнуть. Людей было мало, ведь представители грузинской национальности вообще отказывались выходить на работу», — добавил он.
Букулов помнит, как в 90-е годы во время сильного обстрела они тушили дом по ул. Тельмана. Грузины нас заметили и усилили артиллерийский обстрел по ним. «Но мы даже не думали спрятаться. Хотя, даже на войне никогда не стреляют в карету скорой помощи и пожарную машину. А для грузин именно они становились «любимой» мишенью», — отметил Букулов.
В тушении этого крупного пожара принимал участие и нынешний министр Азамат Чочиев. Он вспоминает, в каких условиях им приходилось работать. «Пожары происходили ежедневно, иногда даже не успевали их тушить, так как из-за постоянных обстрелов резко возросло количество возгораний. Стреляли прямо по пожарным машинам. К счастью, за все время войны ни один сотрудник не получил ранения, мы никого не потеряли из личного состава. Нам помогали и жители, особенно бойцы отрядов самообороны. Зачастую ополченцы выезжали с нами и вместе боролись с огнем. Несмотря на обстрелы, пожарные выполняли работу, и с гордостью отмечу, все тяжелые военные годы служили с честью», — отмечает глава МЧС.
Новое время – новые требования
В 2008 году Грузия вновь напала на Южную Осетию. За считанные дни республика была разрушена и сожжена. Но, несмотря на обстрелы, пожарные выезжали на пожары и возгорания и профессионально под обстрелами, выполняли работу. Пожарные находились на переднем краю боевых действий, выезжая на возгорания домов и зданий. Четверо сотрудника удостоены высшей награды Южной Осетии — ордена «Уацамонга».
4 октября 2008 г. пожарное управление было преобразовано в Министерство по чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сегодня в структуре восемь пожарно-спасательных частей в Цхинвале и районах республики. В состав ведомства входят служба гражданской обороны, противопожарная служба, поисково-спасательное подразделение, работающие в круглосуточном режиме. Нынешнее министерство является достойным преемником и продолжателем славных традиций, устоявшихся за годы существования противопожарной службы Южной Осетии.