Празднование 75-й годовщины Победы советского народа над фашисткой Германией и ее союзниками в ходе Второй мировой войны отметилось не только гордостью за победителей и скорбью о потерях, но и беспрецедентным шквалом исторических фальсификаций. В их основе – попытка нивелировать роль СССР, его руководство, армию и простой народ в разгроме врага, попытка свести на нет само участие СССР во Второй мировой войне в целом. Другая причина искажения истории – возвысить роль западных держав в победе над фашизмом и оправдать политику руководства США, Франции, Великобритании, Польши, позволившей нацистам прийти к власти и развязать мировую войну.
Двойные стандарты Запада
Одним из столпов исторической лжи в отношении Второй мировой войны является обвинение в адрес руководства СССР, заключившего мирный договор с Германией — т.н. «Пакт Молотова-Риб-бентропа». Действительно, союз был заключен с гитлеровской Германией, агрессивные намерения которой уже не вызывали сомнения. Но западные историки и некоторые представители российских либеральных кругов забывают — руки Гитлеру в его реваншистских устремлениях развязали в первую очередь соглашения в Мюнхене, справедливо получившие наименование «Мюнхенский сговор».
В сентябре 1938 г. правительство Великобритании подписывает с руководством Германии договор о взаимном ненападении. А в декабре того же года парижские газеты сообщают о подписанной с Берлином мирной декларации. Ведь странно ожидать, что Москва останется сторонним наблюдателем за попытками создать антисоветский военно-политический блок в Европе.
В полемике относительно роли Мюнхенских договоренностей, ставших актом к последующей оккупации нацистами стран Европы, неприглядно выглядит позиция Польши. Именно польские политики и историки активнее всего стараются навязать СССР вину за развязывание Второй мировой войны в части потворства Гитлеру. Но факты говорят об обратном. Польское правительство заключило с Германией договор о ненападении в январе 1934 г. В соответствии с документом Варшава обязалась не принимать решений без согласования с Берлином, соблюдать при всех обстоятельствах интересы Третьего Рейха. Не забывались и интересы Польши — предполагалось получить в рамках «восточной политики» Гитлера часть территории Белоруссии и Украины. Не будем забывать, эта страна участвовала в разделе Чехословакии бесцеремонным образом. В день подписания Мюнхенских соглашений одновременно с немецкими войсками, вступившими в Чехословакию, Польша вводит свои подразделения в Тешинскую область. Предлог — защита интересов проживающих там этнических поляков.
Инсинуации по поводу содействия Гитлеру в развязывании Второй мировой войны особенно цинично выглядят на фоне широко известных фактов прямого сотрудничества стран Запада с предвоенной Германией в военной, финансовой и промышленной сферах.
Немецкая экономика, находившаяся в стагнации после Первой мировой войны, была реанимирована финансовыми кругами США и Великобритании. Посредством многих договоренностей, официальных и неофициальных, корпорации США, Великобритании и Германии вступают в сговор. И совместные планы предполагали отнюдь не производство детских игрушек.
Так, германский филиал автомобильной компании Форда выпускал для немецкой армии бронетранспортеры, американский гигант «Дженерал Моторс» поставлял половину всех двигателей немецким бомбардировщикам «Юнкерс-88». Накануне войны 250 американских компаний владели более чем 450 млн долл немецких активов. Благодаря только американским деньгам и технологиям Германия уже в 1939 г. по темпам производства достигла показателей промышленности Великобритании и Франции.
Вклад американского бизнеса соответствующе оценило руководство Третьего Рейха. Капитаны бизнеса США Генри Форд, Томас Уотсон и Джеймс Муни награждены высшей наградой Германии – Большим крестом Германского орла.
В планах Запада было стремление направить агрессию Германии на Восток. И эти намерения особенно не скрывались. Одна из английских газет писала: «Премьер-министр Чемберлен заявил, что он скорее подаст в отставку, чем подпишет союз с Советами». Сами английские консерваторы полагали: «Чтобы жила Британия, большевизм должен умереть». При этом в Лондоне считали, что большевизм должен погибнуть благодаря вторжению в Россию Гитлера и все делали, чтобы агрессия фюрера направить на восток. Но первые немецкие бомбы упали на Лондон раньше, чем на Москву.
Неоспоримая очевидность
«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началась война», – эти слова из песни стали вестником начала Великой Отечественной войны.
Казалось, все очевидно — враг напал на СССР. Но уже тогда Гитлер выдвинул версию, что СССР намеревался напасть на Германию и он упредил эти намерения превентивным ударом. Это пояснение даже указано в приказе по германским подразделениям, приготовившимся к броску на СССР. Эту же версию раскручивал Геббельс, главный идеолог немецкого фашизма. Но самое удивительное — эта ложь живет на Западе и сегодня. На самом деле немецкое руководство к агрессии готовилось заблаговременно и основательно. План молниеносной войны «Барбаросса» — свидетельство.
В Берлине СССР рассматривали как главное препятствие на пути к мировому господству. Спустя годы Нюрнбергский трибунал подтвердит это: «Германия вторглась на советскую территорию в соответствии с заранее подготовленными планами. Германия имела тщательно разработанные планы сокрушить СССР как политическую и военную силу, чтобы расчистить путь для экспансии Германии и в соответствии с ее стремлениями».
Однако на Западе не хотят соглашаться с очевидным, продолжая твердить о десятках тысячах советских танков и сотнях дивизий на западных границах СССР в 1941 г. А ведь эта концентрация войск определена сведениями советской разведки о зловещих намерениях Гитлера. Так что, утверждения о якобы агрессивных намерениях СССР — вздорные измышления с целью оправдать фашизм, извратить историческую правду.
Среди инсинуаций относительно итогов Второй мировой войны и преувеличение роли западных стран в победе над Германией. Действительно, союзники СССР по антигитлеровской коалиции внесли свой вклад в разгром Германии. Но ни африканский фронт, ни высадка в Нормандии и Италии не оказали решающего воздействия на развитие ситуации на фронтах. Победа в Африке носила локальный характер, а открытие Второго фронта произошло в 1944 г., когда Германия потеряла наступательный потенциал.
Основная тяжесть войны легла на СССР. К началу вторжения в СССР Германия смогла отмобилизовать людские и промышленные ресурсы почти всей Европы. В полосе наступления помимо немецких войск находились 180 дивизий ее союзников – это была огромная армия вторжения.
На восточном направлении происходили наиболее ожесточенные и решающие сражения Второй мировой. Здесь на различных этапах боевых действий с обеих сторон задействовано от 8 до 12,8 млн человек, 163 тыс. орудий и минометов, 20 тыс танков, самоходных артиллерийских установок и штурмовых орудий, 18,8 тыс самолетов. В процентном отношении ко всему военному потенциалу Германии — это 81% орудий и минометов, 67% бронетанковой техники, 60% боевых самолетов противника.
Существенно не изменилось это соотношение и после открытия Второго фронта в Европе. Красной Армии противостояли более 200 дивизий Германии и ее сателлитов, на Западном фронте задействовано всего 75 дивизий противника. И еще один объективный показатель – три из четырех германских дивизий разгромлены именно на советско-германском фронте!
В первую очередь благодаря Красной Армии наступил коренной перелом в ВОВ и во Второй мировой войне в целом. С 1943 по 1945 гг. советские войска добились выдающихся побед под Сталинградом, Курском, Ленинградом, на Украине и в Прибалтике, в Белоруссии и Молдавии, Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. А в Берлинской операции был нанесен завершающий удар по немецко-фашистским войскам.
Советские командиры и солдаты смогли освоить искусство современной войны. На завершающем этапе войны Вооруженные силы СССР характеризовались небывалыми масштабами, высокими темпами продвижения и большой результативностью. Война в Европе вернулась туда и закончилась там, откуда началась — в логове зверя.
Не стоит ожидать правды от современной Европы, есть за ней грех сотрудничества с нацистами, причем на государственном уровне. На Восточном фронте воевали солдаты из Франции, Дании, Норвегии, Хорватии, Италии, Финляндии — всего из 12 европейских государств. А зверства венгерских и румынских военнослужащих в отношении мирного населения СССР могут стать примером преступлений против человечности.
Сила в правде
Западная историческая наука и СМИ порой отказывают СССР и во вкладе в победу над милитаристской Японией, заявляя, что СССР вступил в войну только после того, как США сбросили на Японию атомные бомбы. Но бомбы были сброшены 6 и 9 августа, а военные действия прекратились лишь через месяц (!). При этом СССР воевал против одной из самых крупных и боеспособных группировок японской армии – Квантунской армии.
Именно после начала сухопутной операции советских войск японское руководство осознало неизбежность поражения. 9 августа 1945 г., когда прозвучали первые залпы артиллерийских орудий Советской Армии, было созвано заседание высшего военного совета. Выступая перед министрами, глава японского правительства Судзуки обреченно заявил: «Вступление сегодня утром в войну СССР ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны».
Неудержимое и стремительное наступление советских войск, что привело к разгрому и капитуляции Квантунской армии, резко изменило стратегическую обстановку на Дальнем Востоке. Именно после поражения этой мощной группировки в Токио поняли — сопротивление бесперспективно. Все планы японского руководства по затягиванию войны рухнули.
В западной редакции истории Второй мировой войны можно встретить утверждение, что победа СССР во многом была предопределена военно-технической помощью западных стран и США. Действительно, из США и Великобритании в СССР поставлялись самолеты и танки, артиллерийские орудия и автомобили разных марок, винтовки и пулеметы, трактора, боеприпасы, средства связи, продовольствие, промышленное оборудование, ГСМ и др. Но поставки по ленд-лизу составляли по отношению к собственному производству 15% — по самолетам всех типов, 12% — по танкам и САУ, около 2% — по артиллерийским орудиям, 5% – продовольствия. Да, помощь союзников была существенной, но отнюдь не решающей.
Нелишне напомнить, что поставки, например, из США не были односторонними. СССР отправил в США 300 тыс т хромовой руды, 32 тыс т марганца, в больших объемах платину, золото, лес и т.д. Разгром Германии — результат совместных усилий стран антигитлеровской коалиции. Но главная тяжесть борьбы против вермахта и его союзников выпала на долю СССР, заплатившего за победу невероятно большую цену. В числе многочисленных инсинуаций относительно истории Второй мировой можно встретить утверждение, что советский солдат был «пушечным мясом». Как будто не было массового героизма простых воинов, мастерства военачальников, самоотверженности советского народа в тылу и на оккупированных территориях. На Западе не понять, победа определяется не столько численностью и вооружением армии, главное в любой победе — дух и стойкость людей. А эти качества не свойственны «пушечному мясу».
Фальсификация истории — одна из форм информационной войны. Попытки переформатирования исторической памяти проводятся на самом высоком уровне, преследуя далеко идущие цели. Клеветники на Западе и постсоветском пространстве, искажая историю, стараются переиначить историческую память, переложив ответственность за развязывание войны на СССР. Часть ответственности перекладывается и на современную Россию, как правопреемницу СССР. Президент России Путин очень точно охарактеризовал саму сущность таких попыток.
«К сожалению, есть подходы к истории, когда ее пытаются превратить в политическое и идеологическое оружие. Мы видим, какие риски влечет циничное отношение к прошлому. Как фальсификация, манипуляция историческими фактами ведет к разобщению стран и народов, к появлению новых разделительных линий, формированию образа врага. Особенно опасен курс, взятый в некоторых странах, на героизацию нацизма, на оправдание пособников нацистов. Это не только оскорбляет память жертв преступлений нацизма, такая политика подпитывает националистические, ксенофобские, радикальные силы», – считает глава российского государства.
Противостояние попыткам фальсификации истории Второй мировой должно основываться на аргументированной правде. Об этом в январе т. г. Путин заявил на встрече с общественностью в Липецкой области. Президенту задали вопрос — как можно противостоять историческим фальсификациям. «Правдой. Только правду нужно излагать, но она должна быть аргументированной», – уверен глава российского государства. Действительно, именно отстаивание правдивой информации о событиях прошлого позволит надежно защитить общество от искажения истории и всякого рода агрессивных дилетантов.