Юго-Осетинский госдрамтеатр с успехом выступил на сценах московских театров. О гастролях труппы в российской столице, сегодняшнем репертуаре и дальнейших планах Храма Мельпомены по покорению новых подмостков за пределами республики рассказал худрук театра Тамерлан Дзудцов.
- Гастроли театра, как известно, проходили с 5 по 8 апреля. Они были приурочены к 90-летию нашего Храма Мельпомены и проходили в рамках Арбатских встреч, которые нам организовал Центральный дом актера имени Яблочкиной в Москве. Разговор о том, чтобы привезти в российскую столицу спектакли у нас состоялся еще в конце 2019 года. Однако из-за пандемии сроки сдвинулись. Но теперь, благодаря усилиям Центрального дома актера, удалось все-таки выехать и выступить перед московским зрителем со спектаклями «Антигона» Ж. Ануя, «Юлий Цезарь» Шекспира и «Фандо и Лис» Аррабаля. Наша поездка состоялась при финансовой поддержке президента Южной Осетии Анатолия Бибилова, за что мы хотим выразить ему большую благодарность.
А выступили наши артисты на сценах Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной, Вахтанговского и Российского академического Молодежного театров.
Честно говоря, я боялся за «Антигону» и «Юлия Цезаря», опасался того, что они могут не так прозвучать на новых сценах. Все вышло наоборот. Более того, постановки произвели большое впечатление на аудиторию. Самый большой фурор произвел «Юлий Цезарь». Нам говорили о том, насколько он актуален, и настолько мы выразили в нем отношение к тому, что везде происходит сегодня. Надо сказать, что этот спектакль обрел вторую жизнь, он был восстановлен нами, в последний раз труппа играла его в 2009 году. А он являлся в свое время брендом нашего театра. Роли в нем исполняют те же артисты, единственное - из-за болезни Виталия Наниева его заменил Эдуард Гаглоев, который очень даже справился со своей работой.
Наши артисты были на самом высоком уровне, выступая перед искушенным московским зрителем, ведь его практически ничем нельзя удивить, учитывая то, что в российской столице есть театры любого жанра.
Однако мы наблюдали полную тишину в зале, а после спектаклей народ не расходился, чтобы пообщаться с артистами. Мы получили признание в том, что в последнее время ничего подобного зрители не видели в московских театрах.
- Каково было артистам выступать в малых залах театров?
- Это было некое испытание для них, с чем они успешно справились. В залах было слышно дыхание артистов, и они находились совсем недалеко от зрителей. Очень большую реакцию своей работой во всех трех спектаклях у театралов вызвал Сослан Бибилов, были великолепны также Василий Техов, Сослан Джиоев, который сыграл Цезаря, Жан-Жак Харебов, Геор Валиев, Андрей Чочиев, Батрадз Кумаритов и все героини — Альбина Хугаева, Натия Чохели, Милена Сагирова, Жанна Догузова. Зарина Бекоева, сыгравшая главную роль в «Антигоне», конечно, всех удивила. Никто не мог поверить в то, что она так молода и лишь три года на сцене после учебы.
Формат всех трех спектаклей был разный, и артисты в каждом из них по-разному преподносили себя, не повторялись, везде были разными….И это шокировало зрителей в хорошем смысле этого слова.
Вообще, выступление в малых залах — стало для нас хорошим опытом. Мы также будем делать у нас спектакли малых форм, чтобы показывать их югоосетинскому зрителю. Думаю, мы придем к этому, готовим соответствующий зал. В общем, будет очень интересно.
- Расскажите о сегодняшнем репертуаре театра. Над какими постановками ведется работа?
- Идет работа над спектаклем «Дон Жуан» Мольера, который ставит талантливый режиссер Казбег Джелиев. Он, предположительно, будет сдан 10-15 мая. В нем задейтсвовано 15-16 человек из актерского состава. Под моей режиссурой готовится и «Последний свидетель», посвященный геноциду осетинского народа.
Мы намерены восстановить и старые спектакли, в их числе «Амрана», который в свое время также был брендовым, «Бременских музыкантов» для детей. Приняли в репертуар и новую осетинскую сказку Алана Остаева.
Помимо прочего, планируем в этом году гастроли в Абхазию, выезды на фестивали в Россию. В сентябре мы намерены представить «Юлия Цезаря» на фестивале в Грозном. Собираемся в этом году отправиться и в Санкт-Петербург.
Планов много... осенью будем отмечать юбилей нашего театра. На торжество хотим пригласить делегации, представляющие все театры Северного Кавказа.
- Намерен ли Юго-Осетинский госдрамтеатр привлекать в будущем театральных критиков?
- Несомненно, в новом театральном сезоне мы планируем воплотить эти планы. Это очень важно слышать замечания от специалиста и прислушиваться к ним. Некая «встряска» нужна и режиссеру и артисту. Потом очень важно выезжать за пределы Республики, чтобы, как говорится, «не вариться в собственном соку».
А что касается повышения квалификации, то буквально 25-26 мая к нам приедет Российский молодежный Академический театр во главе с худруком Алексеем Бородиным. Это настоящий мэтр российской режиссуры, и он согласился провести мастер-классы нашим артистам и студентам.
Кроме того, мы пригласили режиссера Алексея Размахова, который будет ставить «Самоубийцу» Николая Эрдмана. Ведутся переговоры и с Изабеллой Каргиновой на предмет постановки спектакля к 60-летию народной артистки Республики Фатимы Качмазовой.