Долгие годы Южная Осетия находилась под гнетом грузинского фашизма. Уничтожая малочисленный югоосетинский народ в мучительных, бесчеловечных пытках, наших «добрых» территориальных соседей раздирало жгучее желание утопить Осетию в крови. Апогеем их безумства стал 2008 год, когда Грузия намерилась устроить осетинам очередной геноцид с громким названием «Чистое поле».
Полночь. 8 августа. Началось воплощение в реальность бесноватой идеи – шествие на спавший мирный город. Одержимые безрассудством?.. Или наивностью, полагающей украдкой сломить осетин?..
Рискуя собственной жизнью, а порой и её ценой югоосетинские военнослужащие и ополченцы вновь встали грудью на защиту Родины, приняв на себя удары грузинской армады.
В преддверии 13-ой годовщины со дня кровожадной, молниеносной войны 08.08.08 корреспондент агентства "Рес" побеседовал с сотрудниками ОМОН Республики Южная Осетия – командиром отделения мотострелковой роты Владимиром Малдзиговым и заместителем командира роты Вадимом Цховребовым.
"Для меня ОМОН – символ справедливости, службы во благо народа", – сказал Вадим Цховребов.
"В ОМОН я пришел сразу после школы, в 1995 году, можно сказать, с истоков становления спецподразделения. Здесь же проходило становление моей личности, закалялся характер. В те годы бывали разные сложности в работе, ведь отряд создавался в непростых условиях и был призван бороться с внутренними деструктивными элементами, обеспечивать правопорядок в гражданском обществе. Бандиты стремятся к тому, чтобы был хаос, чтобы их дело шло, и преступность процветала. Но ОМОН всегда боролся против таких людей, и будет стоять на страже правопорядка Республики Южная Осетия", – сказал он.
Когда же возникла необходимость защищать Отечество от внешнего врага, то и в эту пору бойцы ОМОНа встали стеной.
«Мы все время стояли на посту в селах Авнев, Убиат, там убили и нашего сослуживца Вадима Дзаххоева. Месяцами нас не бывало дома, был казарменный режим. Порой мы отправлялись с одного поста на другой, стояли на улице и в холод, и в жару», – сказал Вадим Цховребов.
Война 2008 года застала Вадима Цховребова на посту в с. Тбет Цхинвальского района Южной Осетии, после чего, по его словам, присоединившись к группе Амирана Багаева и Азамата Джиоева (Пантеры), оборонявшим юго-западную часть города, продолжили сдерживать наступление врага.
«Там стояли ребята из разных структур. Опасность была на каждом шагу, но ребята очень поддерживали друг друга. Война до невозможности беспощадна, она унесла жизни многих наших друзей и сослуживцев», – с горечью в голосе заметил командир.
Напряженность нарастала задолго до 8 августа. Бойцы Отряда милиции особого назначения наряду с другими структурами, военнослужащими и ополченцами охраняли рубежи родной земли. В их числе был и командир отделения мотострелковой роты Владимир Малдзигов.
«7 августа мы стояли на посту в селе Убиат, потом у нас была пересменка и мы вернулись на работу. Мы не успели даже отдышаться, когда была объявлена тревога. Мы заняли позиции в с.Тбет. Сперва расположили СПГ в сторону поля, нас обстреливали из миномета. Когда же мы увидели, что танки движутся на город по главной дороге, ребята двинулись навстречу им, чтобы преградить путь врагу. Между нами был где-то километр. Силы, брошенные навстречу врагу, были неравны. В предложенных обстоятельствах мы делали все, что могли», – говорит боец. Противостоять тяжелой грузинской артиллерии и танкам нескольким омоновцам с одним СПГ и автоматами было невозможно. Тем не менее, им удалось противостоять тяжелой технике до прибытия подкрепления.
«Но, когда враг стал превосходить, нам пришлось отступить, и в эти минуты меня ранило, я упал на землю. Ко мне подбежали мои друзья, оказали мне первую помощь, а после того как подоспело подкрепление, отправили в больницу. Потом уже, когда была возможность вывести за пределы республики, отправили во Владикавказ, а позже – в Москву, где со временем поставили меня на ноги. Хочу выразить слова огромной благодарности ребятам, что не оставили меня и спасли мне жизнь», – сказал Владимир.
На вопрос о том, что чувствует человек, оказываясь лицом к лицу против врага, Владимир Малдзигов без тени сомнений ответил: «Страха не было, – было желание одолеть врага. Выбрав такую профессию, а уж тем более оказываясь на поле боя, делишь жизнь надвое: быть или не быть, ты, или – тебя».
«Страху места нет, потому что в таком случае ты подведешь и своих коллег, подвергнешь опасности их жизни. Надо давать поддержку, и надеясь друг на друга идти вперед, чтобы выполнить стоящие перед тобой задачи», – добавил Вадим Цховребов.
Вспоминать о пережитом храбрым Защитникам Осетии оказалось сложнее, чем смотреть в лицо смерти. Годы службы укрепили дух и научили преодолевать вызовы судьбы, оставаясь верными долгу и преданными избранному профессиональному пути.
Они пожелали молодому поколению бойцов следовать и укреплять заложенные традиции несломленного боеспособного отряда, а народу Республики Южная Осетия мира и незыблемого благополучия.
Конечно, им было еще многое что рассказать. Об отваге и патриотизме товарищей, сложивших головы на алтарь свободы Отечества и о том, как стынет кровь в жилах и отчаянно болит душа, когда на руках умирают близкие люди. Об этом трудно говорить. Все эти хроники войны останутся за кулисами общественного знания, но события и отголоски августа 2008 всегда будут бередить сердца истинных Защитников Южной Осетии.
Природная скромность и отсутствие тщеславия не позволили говорить и о своих заслугах и бессмертных боевых подвигах. А вернее сказать, бойцы и не считают, что сделали что-то сверхъестественное или особенное: "Мы исполняли свой воинский долг".