Для меня пчеловодство это не бизнес, а хобби: югоосетинский пчеловод о своем увлечении

вс, 12/09/2021 - 09:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Универсальное средство при простуде и любимое лакомство хозяина леса. Конечно же, речь идет о меде – продукте, который человечество собирает на протяжении девяти тысяч лет. С окончанием летнего сезона югоосетинские пчеловоды приступили к перевозке своих пасек и откачке меда.

Чистый горный воздух и солнце – отличные условия для содержания пчелок-тружениц. В одно из таких мест, на пасеку к опытному пчеловоду Николаю Акопову отправился корреспондент «Реса», чтобы пообщаться и узнать, как сейчас развивается данная сфера в нашей республике.

Пасека Николая находится в одном из живописнейших мест Южной Осетии в Дзауском районе вблизи озера Эрцо. В свободное от учебы время сын Николая Георгий помогает отцу и набирается опыта в пчеловодстве.

По словам Николая, пока мир пчел Георгия не очень завлек.

«Он пока не пристрастился к этому делу, но я очень этому способствую. К этому надо прийти. Это очень приятное и полезное занятие. К тому же одному трудно, а вдвоем всегда веселее работать», – сказал Акопов.
Николай также рассказал ИА «Рес» о том, как начал профессионально заниматься пчеловодством.

«В мир пчел я попал случайно. Мой одноклассник содержал для себя пару ульев и предложил мне тоже поставить. Немного подумав и изучив специальную литературу, я согласился. Теперь без пчел не могу представить жизнь. Это даже скорее болезнь, а не хобби, настолько я пристрастился к занятию пчеловодством. Это на самом деле очень приятное, полезное занятие. От пчел идет хорошая энергетика, которая заряжает», – сказал наш собеседник.

Как отметил Николай, он часто подходит к ульям набраться энергии, – ведь от пчелосемьи исходит сильное биомагнитное поле, которое способствует нормализации функций организма.
«Я часто опираюсь спиной на улей и впитываю положительную энергетику. Жужжание пчел, кстати, очень полезно для человека. Оно положительно воздействует на организм: успокаивает, расслабляет и снимает тревожность», – дополнил Акопов.

Николай поделился с журналистом своими планами по развитию пчеловодства.

«Я бы очень хотел построить апидомики. Это специальные строения, где встроен улей, но он закрытый, т.е. пчелы в комнату не попадают. Улей расположен внизу дома, а над ним находится плотная доска. Человек на ней лежит, спит и дышит ульевым воздухом. Это очень полезно для организма и при этом безопасно как для пчел, так и для человека. На будущий год постараюсь реализовать эту идею, а пока собираю пасеку, также необходимо подготовить помещение», – сказал Акопов.

Данный вид апитерапии (область медицины, в которой используются продукты пчеловодства) называют совершенно по-разному: аэроапитерапией (лечение ульевым воздухом), сон или SPA на пчелах, ульетерапией и т.д, но суть одна – это лечебный сон или отдых в специально оборудованных домиках – апидомиках. Благодаря аэроапитерапии человек вдыхает аромат меда, прополиса, трав и т.д. Это очень эффективная природная ингаляция, благодаря которой очищаются легкие, бронхи и погибают микробы в них. Еще один интересный факт – это ионизация воздуха. Она происходит вследствие вибраций, исходящих от пчелиного роя. Такой воздух, попадая в человеческий организм, понижает уровень свободных радикалов, которые вызывают онкологические заболевания.

Ульетерапия помогает бороться с различными болезнями: астма, бронхит, заболевания сердечнососудистой системы, ослабленный иммунитет, головные боли и мигрени, депрессия, стресс и многими другими недугами человеческого организма.

Как рассказывает Николай, пчеловодство – это большой труд.

«Пчеловод никогда не отдыхает. Зимой он делает рамки, готовится к летнему сезону. Если не успеть сделать все вовремя – потеряешь мед, поэтому я всегда готовлю все заранее», – отметил Акопов.
Наш собеседник рассказал нам и о «семейном укладе» жизни пчел.

«В одном улье живет одна пчелиная семья. В каждой семье примерно 20-30 тысяч пчелок. Летом популяция увеличивается, а к осени уменьшается. Летние пчелы живут примерно 45 дней, зимние немного дольше, но, перезимовав и воспитав новое поколение, они погибают. В пчелосемье обязанности каждого четко распределены. Есть королева (матка) – она рождена, чтобы продолжать потомство. Она ничего не делает, за ней ухаживают другие пчелки. Есть рабочие пчелы, которые собирают нектар, строят соты, чистят гнездо, кормят матку и личинок. Есть еще трутни – мужская часть пчелиной колонии. Они нужны для продолжения рода. Трутни не могут сами себя прокормить, они питаются за счет других пчел прямо из сот, и съедают очень много. Когда заканчивается взяток, пчелки-труженицы начинают понемногу выгонять трутней из улья», – пояснил собеседник агентства.

Корреспонденту ИА «Рес» стало интересно, сколько ульев сейчас в пасеке Николая и сколько литров меда ему удается собрать.

«По закону пчеловодов, мы этого не считаем, поскольку пчеловоды народ очень суеверный. На данный момент у меня примерно 30 домиков. В предыдущие годы с одного улья я снимал примерно 1 бидон, т.е. примерно 40 литров. В этом году меда очень мало. Скорее всего, смогу снять максимум 2 бидона со всей пасеки», – сказал Акопов.

Стоит отметить, что в этом году многие пчеловоды Южной Осетии жаловались, что было собрано очень мало меда. Мы поинтересовались у пчеловода, в чем же причина такого неурожая.

«Начнем с того, что в мае были резкие заморозки. Обычно возле озера трава была минимум 50 см, а в этом году она выросла на 25-30 см. Замерзла растительность, и пчелам не откуда было собирать нектар. В прошлом году тоже все было не очень хорошо. По всей республике было примерно 2000 пчелосемей. К осени 2020 половина из них погибла. Такой падеж, думаю, связан с отравлением окружающей среды. Автомобили, заводы и прочее загрязняют атмосферу, и это влияет на пчел», – отметил Акопов.

Но, по версии нашего собеседника, основной причиной падежа является несвоевременное лечение пчел.

«Основной причиной, на мой взгляд, является то, что пчел не полечили вовремя. Основная зараза у пчел во всем мире – это клещ. Я использую лекарства, препараты для профилактики весной и осенью, чтобы не допустить укуса клеща. Во время медосбора этого делать нельзя», – пояснил герой нашего репортажа.

По его словам, для пчеловода утрата любой пчелосемьи очень болезненна, поэтому он ухаживает за своими пчелами, как за собственными детьми, и, если в улье бывают какие-то неприятности – ему становится очень обидно.

Николай рассказал и о сложностях в своей работе.

«Самое сложное в работе пчеловода это, конечно же, уход за пчелами. За ними нужно постоянно следить. Но лично для меня – это отъем меда у пчел. Также перевозка ульев – довольно сложная работа», – отметил Акопов.

Николай рассказывает, что выбрал место для пасеки у озера Эрцо потому, что здесь очень хорошая экология и большое разнообразие трав.

«Пасека расположена чуть выше озера, и, когда лето здесь заканчивается, чуть выше, примерно на сто метров – оно только начинается, там все еще цветут цветы. Благодаря этому мед получается очень ароматный, поскольку собран с большого разнообразия трав. Экология Южной Осетии очень благоприятна для занятия пчеловодством - одна из лучших. У нас нет ни заводов, ни фабрик, которые загрязняют окружающую среду. Продукция пчеловодства Южной Осетии ценится как в Северной Осетии, так и по всей России больше, чем их собственная. Как правило, люди стараются мед забирать отсюда. У меня часто заказывают мед за месяцы вперед до взятка, т.е. бывает крайне редко, чтобы у югоосетинских пчеловодов остался мед, и то это бывают единицы», – сказал Николай.

Акопов добавил, что если пчеловод не ищет легких путей и не кормит пчел сахаром, то люди обязательно будут покупать его продукцию.

«На прилавках магазинов чаще всего представлен ненатуральный, разбавленный мед. Единственный способ избежать фальсификата – покупать продукцию у проверенного пчеловода. Сейчас даже диастазное число, которым ценится мед (показатель натуральности и зрелости меда) подделывают. Чем выше это число, тем полезнее свойства меда. Нам стало интересно, и мы отправили наш мед на проверку в московскую лабораторию. Результаты нас очень порадовали. Диастазное число югоосетинского меда в среднем составило 23-24 и ничем не уступало свойствам известного алтайского меда, и оказалось даже лучше», - сказал пчеловод.

По словам Николая, в Южной Осетии примерно 500-600 человек, которые держат по 2-3 улья не для продажи меда, а чтобы обеспечить им своих домочадцев.

Помимо пчеловодства Акопов также хорошо разбирается в компьютерной технике и занимается ее ремонтом, но, по его словам, пчеловодство доставляет ему куда больше удовольствия, невзирая, к примеру, на укусы пчел.

«Укусы – это неотъемлемая часть работы пчеловода. Совсем недавно мои пчелки были не в настроении и ужалили меня, думаю, раз 10. Если я приду поработать на пасеку и меня не жалят, мне даже бывает обидно. Укусы пчел – это тоже часть апитерапии, и это очень полезно», – добавил Николай.

Пчелы производят не только мед, но и другие продукты пчеловодства, полезные для человеческого организма и используемые людьми не только для питания, но также в медицине, косметологии и других отраслях.

Авторство:
Мария Мелешихина, "Рес"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest