В начале 20 века 1 марта 1918 года в живописном селе Ксанского ущелья Южной Осетии взошла звезда осетинской поэзии — Сергей Хачиров. Выдающийся поэт, прозаик, публицист, драматург, литературный критик.
В юности уехал во Владикавказ, окончил педтехникум, высшее образование получил в Северо-Осетинском пединституте, где окончил и аспирантуру. Он учился на одном курсе с Калоты Хазби, Цæгæраты Максимом и целой плеядой известных поэтов и писателей. Работал в редакции газеты «Рæстдзинад», писал стихи, увлекался литературой. Уже в начале 40-ых Сергей Хачиров стал широко известным в творческих кругах Северной Осетии. Вернулся в Южную Осетию 1955-ом и вся его последующая жизнь связана с исторической родиной. Работал редактором издательства «Ирыстон», редактором литературно-музыкального отдела радиокомитета, редактором отдела прозы журнала «Фидиуæг».
«Первый сборник его стихов вышел в свет в Южной Осетии в 1988 году, – писал в своих воспоминаниях писатель Леонид Харебов накануне 95-летия Сергея Хачирова, – до этого издавались и другие его книги, произведения прозы и драматургии, однако он особенно радовался выходу своего поэтического сборника. Вообще, в литературе нет ни одного жанра, где бы Сергей Хачиров не попробовал свои силы и, что удивительно, сложно сказать, в каком жанре он был наиболее силен. Он является автором нескольких десятков пьес на родном языке, не все из которых изданы – в силу своей природной скромности он никогда не настаивал на издании своих произведений, хотя отказать ему никто бы и не подумал. Во-первых, каждое его произведение было достойно издания, во-вторых, к нему все относились с каким-то особенным трепетом, что достаточно редко в творческих кругах».
Самый «песенный» осетинский поэт, на его стихи, сложено более трех десятков песен, ставших поистине народными. Очень часто и авторство строк Хачирова считается народным - а это высшее признание поэта.
Человек невероятной доброты, благородства. В нем лучшие этнопсихологические черты сочетались, как бы сказали сегодня, с «продвинутостью», мышлением, опережающим время, выходящим за рамки ментальности кавказской глубинки.
В его доме всегда были распахнуты двери и постоянно были гости – все значимые имена в осетинской культуре по обе стороны хребта. Мир искусства – мир соперничества. Сергей был одним из немногих, кого миновало и это. Он искренне восхищался талантом коллег, один из немногих, поддерживающий молодых поэтов.
Основоположник дигорской литературы
Блашка Гуржибеков считается первым дигорским поэтом и основоположником дигорской литературы. Родился в осетинской казачьей семье, и сам всю жизнь посвятил воинской службе. Погиб он в Манчьжурии во время русско-японской войны, на которую ушел добровольцем. Его тело было перевезено из Маньчжурии и торжественно похоронено на кладбище станицы Новоосетинская. Во время похорон присутствовали академик Всеволод Миллер, однополчане и общественные деятели Осетии.
Гуржибеков начал писать в 90-е годы XIX века. Поэт широко использовал народные пословицы, поговорки и афоризмы. За год до своей гибели, в 1903 году он издал сборник из 19 стихотворений «Дигорон уаджимистæ» (Дигорские произведения) и комедию «Æдули» (Дурачок) и в 1904 году — поэму «Сахи рæсугъд» (Очаровательная красавица), созданную на основе осетинского народного фольклора. Сохранился его перевод стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тамара» Поэзия Блашка Гуржибекова и сейчас не потеряла своего познавательного и художественного значения.
Ия Блашка Гуржибекова вошло в сокровищницу осетинской литературы и присвоено улице в г. Моздок и улице в ст. Новоосетинской , а также Новоосетинской восьмилетней школе Моздокского района с установлением мемориальной доски с изображением барельефа поэта на здании школы.
В 2018 году, в год 150-летия поэта альпинисты из Северной Осетии и Государства Алания, совершили восхождение на безымянную вершину высотой 3470 метров в районе Суганских альп Дигорского ущелья, и по праву первопроходцев дали вершине имя "Пик Блашка Гуржибеков". На вершину альпинисты подняли флаг Алании и стих посвященный великому поэту.