Общественное экологическое движение Южной Осетии «Зеленая Алания» появилось недавно, зарегистрирована организация в конце 2019 года, и за короткий срок югоосетинским «зеленым» удалось сделать немало: экологические и образовательные акции, закладка экопарка, защита домашних и диких животных и т. д.
В конце прошлого года организация стала лауреатом премии «Человек года». О дальнейших планах, экологических вопросах, актуальных для республики — интервью «Рес» с руководителем «Зеленой Алании» Залиной Габаевой.
- Прошлый год был насыщенным для вашей организации. Весна — самое время для экологических проектов. Какие из них будут продолжены?
-Мы продолжим работать над созданием экологического парка. Участок за нами закреплен, руководство республики пошло навстречу. Участок — интересный, он многоуровневый, и можно высаживать растения, приспособленные для разных климатических зон. Можно разбивать парк террасами. Мы уже высадили в экопарке кедры, корейские — в низине, сибирские — на возвышенности, так как они морозостойкие. Сейчас планируем разбить питомник редких растений, занесенных в «Красную книгу» Южной Осетии. Корешки собирали по всей Южной Осетии. Среди них есть такие, которые за пределами Кавказа уже не растут. Да и у нас после войны 2008 года большой урон был нанесен не только растительному , но и животному миру.
- Вы реализовали проект «Кедры родины»,благодаря которому были высажены кедры по всей республике. Будет ли он продолжен?
- Будет продолжен, мы по-прежнему активно сотрудничаем с организацией «Кедры России», которая высаживает кедры уже по всеми миру, не только в России. Вряд ли будем высаживать кедры в большом количестве. Во-первых- территория — не Сибирь или другие регионы России. И у нас есть собственные уникальные растения. Кроме того, специалисты предупреждали, что большое количество кедра может нарушить природный баланс, связанный с животным миром. Но есть другие деревья, например, тис. В эпосе тис -сакральное дерево. Его называют еще «железным деревом», оно практически не гниет, из тиса делались всегда сваи для опоры домов. Тиса в Южной Осетии практически уже нет, осталось небольшое количество и мы хотим восстановить популяцию. Заказали саженцы, надеемся получить оперативно, чтобы этой весной уже высадить деревья. Планируем привести рябину и калину, они красиво смотрятся в городе и это корм для птиц.
- Строительные работы нанесли большой урон деревьям города и если на некоторых улицах восстанавливают «зеленый фонд», то есть такие улицы, где деревьев нет вообще и уже уложены асфальт или плитка? Что-то еще можно сделать?
- Нужно работать с администрацией города , может быть и удастся что-то сделать. Это большая проблема - исчезла тень на многих улицах, ощущение — она исчезла в городе. Поэтому нужно что-то менять. Помимо рябины и калины наши коллеги из Нальчика обещали гибискусы. Важно вернуть в город тень. Есть еще одна проблема — повреждена ветрозащитная лесополоса, в Цхинвале никогда не было таких ветров. Высаживали ее в советское время и для защиты города и для защиты трасс, высадили из тополей, потому, что тополь быстро растет. Необходимо восстанавливать ветрозащитную полосу, высадив, если не тополя, то другие деревья.
- Тополиный пух является аллергеном?
- Есть мужские особи, они не цветут, а пирамидальные тополя смотрятся очень красиво. Думаю, что этим важным вопросом нужно заниматься на государственном уровне
- У «Зеленой Алании» есть важное направление деятельности — защита экологии. Речь идет о вредных производствах, защите устьев рек, прежде всего — Лиахвы? Есть ли успехи в этом направлении?
- Особых достижений нет, хотя была инициировано расследование прокуратуры после наших выступлений. К нам прислушиваются, идут навстречу и в правительстве, и в парламенте, но не разработана сама законодательная база в достаточной степени, чтобы на нее можно было опираться. Наверно, нам нужен хороший юрист, который подскажет — в каком направлении двигаться?
- А у самих не возникало желание преобразовать движение в партию и поучаствовать в политической жизни?
Нет, экология — важнее политики, в формате общественной организации можно сделать больше. Тем более, как я уже сказала — нам идут навстречу, относятся доброжелательно.
- Был важный проект по раздельному сбору мусора совместно с организацией «Чистый мир». Проблема мусора актуальна во всем мире и решить ее удалось в тех странах, в которых перешли на раздельный сбор. Планируете ли продолжить проект?
- Безусловно. Мы будем популяризировать раздельный сбор мусора. Уже провели образовательное мероприятие в Республиканской библиотеке. Несмотря на то, что сезон еще не начался, провели субботник на смотровой площадке под флагом, участвовало более ста человек, которым я благодарна. Сейчас там чисто. Очень хочется высадить там тис.
- И поставить скамейки…
- Для этого нужна еще и ассоциация столяров...В рамках популяризации раздельного сбора мусора провели занятия библиотеке, для которого представитель «Чистого мира» Тимур Гаглоев подготовил учеников 12 школы с очень интересным докладом о вреде пластика. Мы рассказали, как правильно собирать мусор, сортировать его. Проведем презентации в школах, предварительно проведя круглый стол с директорами школ, чтобы из выслушать их мнение. Выберем какие-то школы в качестве экспериментальной площадки для раздельного сбора мусора. «Чистый мир» изготовит контейнеры — отдельно для пластика, картона, стекла и т. д. Будем постепенно приучать жителей республики — за раздельным сбором - будущее. Построили полигон, вводят в эксплуатацию, насколько его хватит? Чем быстрее мы внедрим раздельный сбор, тем большее количество времени понадобится для строительства нового.