На днях состоялась пресс-конференция членов делегации специально созданной комиссии во главе с президентом Аланом Гаглоевым по итогам российско-югоосетинских консультаций по вопросу проведения референдума о вхождении РЮО в состав РФ.
По итогам консультаций сделано заявление югоосетинской стороной, в котором отмечено, что по результатам консультаций установлено — объявленный референдум был назначен без предварительной проработки и согласования с российской стороной, что противоречит обязательствам сторон по Договору между РФ и РЮО о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г.
Кроме того, камнем преткновения в данном вопросе стала юридически не проработанная формулировка внесенного на референдум вопроса, исключающая возможность его исполнения. «Разные попытки предварительного или последующего толкования предлагаемого решения по референдуму могут быть квалифицированы как обман избирателей и дискредитировать легитимность самого референдума», — сказано в заявлении.
Мнением об итогах российско-югоосетинских консультаций и о заявлении по итогам рабочего визита в РФ созданной комиссии с нами поделились лидеры политических партий и члены законодательного органа РЮО.
Первый зампредседателя парламента Петр Гассиев:
— Из выступлений на пресс-конференции и сделанного членами комиссии заявления понятно, что действующая власть не против проведения референдума. Проблема возникла с формулировкой вопроса, предложенного для референдума. Возможно, странно от меня это слышать, но формулировка вопроса, с которой были оформлены документы для проведения референдума, разумеется, не соответствовала юридическим нормам. С формулировкой «Вы поддерживаете объединение РЮО и РФ?» нельзя было провести референдум. Это подтвердил в своем интервью и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Напомню, Песков заявил, что постановка вопроса об объединении содержит юридический казус — не может же Россия с кем-то объединиться.
Конечно, выступление Пескова было неприятно читать в том плане, что нам указали на, скажем так, юридическую безграмотность. Считаю, существует только одна формулировка, соответствующая юридическим нормам, по которым РФ может рассмотреть вопрос о вхождении РЮО в состав России, и звучит она: «Согласны ли Вы, чтобы Южная Осетия вошла в состав РФ на правах отдельного субъекта?». Думаю, другой формулировки просто быть не может. Мне сейчас трудно сказать, почему изначально была предложена такая формулировка, но я был категорически против неё. Я обоснованно пытался аргументировать, что с такой формулировкой проводить референдум нельзя, но меня, к сожалению, не услышали. Повторюсь, по этой формулировке Россия не смогла бы рассмотреть вопрос о присоединении РЮО к РФ.
Я думаю, просто нужно поменять формулировку вопроса, собрать заново подписи и проделать соответствующие процедуры для проведения референдума. Но уже с правильной формулировкой, которая будет соответствовать юридическим нормам. Уверен, что после всех необходимых процедур и консультаций референдум будет проведён. Потому что вхождение в состав России для Южной Осетии — жизненная необходимость. Южная Осетия должна рано или поздно войти в состав РФ, но, подчеркиваю, на правах отдельного субъекта.
А когда Южная Осетия будет в составе России, то согласно законам РФ, никто не запрещает нам объединяться или не объединяться с РСО-Алания. По данному вопросу также надо будет провести референдум, где должны выразить своё волеизъявление народы как северной части Осетии, так и южной. В зависимости от решения осетинского народа на референдуме либо произойдет воссоединение с Северной частью Осетии, либо Южная Осетия останется в качестве отдельного субъекта. Всё будет зависеть от мнения народа.
Заместитель председателя парламента Александр Плиев:
— Мудрое, грамотное и взвешенное решение принял президент Алан Гаглоев, потому что формулировка вопроса, которая предполагалась для проведения референдума, создаёт реально непонятный казус. В некотором смысле получается, что мы покушаемся на Конституцию России. Потому как в Конституции РФ написано, что Россия не может объединяться с другими странами. А в формулировке вопроса, как мы знаем, говорится именно об объединении стран. Фактически был обманут весь народ, в том числе и некоторые члены инициативной группы, а также лица, которые подписались, когда собирали подписи. «Вы поддерживаете объединение РЮО и РФ?» — с такой формулировкой невозможно проведение референдума.
Сложившаяся ситуация говорит, что к данному вопросу бывшее руководство республики подошло неграмотно, более того, сыграло на нервах народа. Воссоединение с Россией и объединение разделённого народа — болезненная тема для народа, общенациональная боль, которую и использовали в политических целях. Считаю, определённые лица, организовавшие авантюру, должны понести ответственность. Я поддерживаю шаги, предпринимаемые руководством республики, в плане продолжения работы по проведению референдума. Понятно, вопрос назрел и наш народ хочет референдума. Поэтому можно провести референдум, но при этом сделать все грамотно в юридическом плане, соблюдая все правовые и международные нормы, необходимые процедуры. РФ показала готовность обсуждать вопрос, но войдём ли мы в состав России или нет, это уже второй вопрос.
Экс-спикер парламента, лидер Компартии Станислав Кочиев:
— Сделанное заявление — логическое завершение того конфуза, в котором оказалась республика. Мы думали, что проведение референдума о вхождении Южной Осетии в состав РФ был согласован и оговорен с российской стороной.
Однако, как выяснилось, с Россией не были проведены консультации, а к формулировке вопроса возникли серьезные замечания, так как она была составлена не совсем корректно. Ведь, чтобы вступить в состав РФ, мало иметь нашего желания, Россия тоже должна этого хотеть.
На данном этапе должны проводиться консультации с российской стороной, необходимо обсудить и формулировку вопроса, которая будет зафиксирована на бюллетенях для референдума. Содержание вопроса должно быть корректным в юридическом плане.
Референдум – серьёзный, судьбоносный и принципиально важный для республики вопрос, и надо к нему подходить ответственно, потому что речь идет о статусе и о будущем государства. Необходимо обсудить серьёзно, каким образом он войдёт в состав России. Сейчас всё стало на свои места и, уверен, решение вопроса пойдёт по конституционному пути. Для Компартии РЮО вопрос вхождения в состав РФ всегда был приоритетным. Поэтапно мы работали над тем, что РЮО должна войти в состав России исключительно полноправным государственным образованием, а не в качестве приложения к какому-нибудь из существующих субъектов РФ.
Более трех десятков лет мы существуем как независимое государство со своей внешней политикой и внутренним устройством. За это время у нас появились все атрибуты государственной власти: президент, правительство, парламент и т.д. Мы состоялись как суверенная независимая страна. Поэтому имеем полное право войти в состав России как субъект. Мы завоевали это право кровью и терпением, борьбой и политикой, которую проводили с 90-х гг. и, несмотря на трудности, шли неуклонно к этой цели. Надеюсь, стороны будут делать соответствующие выводы в этом направлении и предпринимать шаги во благо интересов народа Южной Осетии.
Председатель парламентского Комитета по внешней политике и межпарламентским связям Заза Дриаев:
— Бывшее руководство РЮО не провело никаких консультаций по референдуму с российской стороной, оно в одностороннем порядке срочно назначило дату проведения референдума. Это был предвыборный ход, народ ввели в заблуждение. Южная Осетия провела два референдума — в 1992 году и в 2006 г., которые имеют юридическую силу. Считаю, что по итогам этих референдумов мы можем войти в состав РФ.
Большинство наших граждан хотят, чтобы РЮО вошла в состав РФ, и данное желание понятно. Однако с Россией не проработали и не согласовали вопрос проведения референдума, что противоречит обязательствам сторон по Договору между РФ и РЮО.
Депутат Парламента Давид Санакоев:
— Считаю, что вопрос проведения референдума о вхождении РЮО в состав РФ — авантюра А. Бибилова, рассчитанная на то, чтобы сыграть на чувствах осетинского народа. Во время предвыборной кампании он ушел с дебатов на телевидении, якобы для проведения консультаций с российской стороной. Но выяснилось, с РФ консультации не проводились. Продвинуть авантюру ему помог и Верховный суд. Мы знаем, как наши суды рассматривают дела и принимают решения, насколько затягиваются вопросы даже частного характера. А вопрос проведения референдума касался всей республики, судьбы целого народа, и был решён практически за час-полтора.
Напомню, что Бибилов с 2014 г. периодически использует данный вопрос, чтобы прийти к власти, но не сделал никаких реальных шагов по интеграции. Если бы он хотел вхождения РЮО в состав РФ, он мог использовать формулировку хотя бы Крымского референдума. Сегодня мы находимся в сложной ситуации, созданной экс-прези-дентом, действия которого были направлены против интересов РЮО и РФ.
Думаю, вопрос проведения референдума сегодня не актуален. Ранее мы услышали мнение по этому вопросу и от представителей МИД и Администрации Президента РФ, и знаем — все они придерживаются мнения, что сегодня поднимать вопрос преждевременно, т.к. он деликатный, решается на самом высоком уровне, при других условиях. Экс-президент, по сути, подставил и Осетию, и Россию, о чем недвусмысленно высказался и посол РФ в РЮО. Выходить из ситуации нужно сообща. Не думаю, что в данном случае возможны полумеры.