Прошло 15 лет с августа 2008 года, пятидневной войны в Южной Осетии, когда грузинские агрессоры вторглись в республику с намерением превратить ее территорию в «чистое поле».
Память народа до сих пор хранит воспоминания о тех страшных днях.
Очевидцам трагических событий и сегодня тяжело говорить о том, что им пришлось пережить тогда.
Война для жительницы Цхинвала Ирины Кабисовой началась с сообщения о том, что грузинские агрессоры находятся в городе.
"Мой брат служил тогда в министерстве обороны, он сообщил нам, что грузинские танки вошли в город и нам нужно уехать из республики.
Но мама сказала, что уже бессмысленно ехать, и мы остались, - рассказывает Ирина. – Прятались в подвале у соседей, очень переживали, как и все остальные".
Кабисова вспоминает, что ночь с 7 на 8 августа в городе стояла необычная тишина.
«Мы сидели на лавочке с соседями, шутили… Кто знал тогда, что будет... И вдруг, как началось…», - говорит девушка.
Ирина вместе с семьей спрятались в подвале, тогда им казалось, что к утру все утихнет...
«На следующий день мы уже думали иначе, стекла в доме посыпались, раздавались страшные грохоты. Послышался лязг танков со стороны улицы Героев. Они прошлись и по нашей улице - Октябрьская», - рассказывает Кабисова.
По ее словам, в результате вражеских обстрелов умерла ее соседка.
"Женщина приехала ухаживать за мамой и снаряд от "града" упал в их ванную комнату. Потом уже загорелся корпус из 4-ех этажей на улице Таболова. Теперь там новый дом", - вспоминает девушка.
Ближе к ночи, 9 августа к домочадцам пришел брат Кабисовой.
«Он был очень уставший, сказал, что российские солдаты пришли на помощь. Соседка, ныне уже покойная, не поверила сначала и переспросила его, действительно ли это так? Потом бросилась его обнимать», - говорит жительница Цхинвала.
Дом семьи Кабисовых был обстрелян, он находился в таком удручающем состоянии, что родственники не надеялись застать в живых кого-то из домочадцев.
«Утром, 10 августа пришел дядя, осмотрел пустой дом, начал уже думать о плохом, внезапно сосед сообщил ему радостную новость, что мы находимся у них», - рассказывает Ирина.
Но, несмотря на все ужасы войны, девушка верила, что Россия обязательно придет на помощь народу республики и наступит мир.
«Я постоянно молилась. Страх у меня тогда исчез, но он вернулся после войны, - признается она. - Этот ужас не сможет забыть ни один человек, который находился тогда здесь».
10 августа родители отправили Ирину с бабушкой и родственниками в Северную Осетию.
«Я не хотела ехать, но бабушка сказала, что без меня не поедет. По дороге в селе Гуфта мы попали под обстрел и минут 20 прятались за школой», - вспоминает Кабисова.
Очевидец августовской войны считает, что признание независимости республики было выстрадано народом.
«Мы шли к вековой мечте нашего народа долго, через потери, постоянные обстрелы, находились под постоянным страхом за своих родных. Мужчины в моей семье воевали, а мама всю жизнь работает на скорой помощи, и поэтому тоже всегда была на передовой", - говорит Ирина.
Долгожданную новость о признании республики Россией девушка услышала во Владикавказе, когда смотрела по телевизору выступление тогдашнего президента России Дмитрия Медведева.
Она признается, что очень обрадовалась такому радостному событию, ведь оно давало надежду на то, что на многострадальной земле Южной Осетии больше не будет войны, уносящей жизни ни в чем неповинных мирных граждан.