Во вторую неделю Нового года, в ночь со вторника на среду, жители Осетии отмечают Бынаты хицауы æхсæв (праздник покровителя жилища).
О традициях, связанных с этим днем, «Ресу» рассказал завотделом этнологии ЮОНИИ, кандидат исторических наук, этнограф Роберт Кулумбегов.
По его словам, согласно поверью, для того, чтобы домочадцев обходили стороной беды, необходимо заручиться покровительством домового (Бынаты хицау).
«У осетин было принято раз в году между Рождеством и Старым Новым годом, в ночь со вторника на среду, задабривать темные силы. Действительно, если мы соглашаемся с тем, что есть светлая сторона сверхъестественного, то существует и противоположность этому. И не помешает на всякий случай обезопасить себя», - сказал Кулумбегов.
Он отметил, что раньше было принято, в основном, в сельской местности резать козла темного окраса.
«Со временем вместо козла стали резать курицу или петуха, тоже обязательно темного окраса, - уточнил этнограф. - Резать белого петуха или курицу не рекомендуется, потому что темным силам соответственно полагается темная жертва».
Кандидат исторических наук рассказал, что на этот праздник осетины также готовят традиционные три лепешки с кусочками сыра.
«Это не традиционные пироги, без сплошной сырной начинки. Нужно понимать, что над тремя пирогами произносят молитву Богу и ангелам, а этот обряд совершается для того, чтобы задобрить их противоположности - заметил Кулумбегов. – Согласно народному преданию, в этот день во время застолья нельзя упоминать светлые силы, также не зажигаются свечи, иначе представители темной стороны, которым и посвящен обряд, посчитают себя оскорбленными и будут вредить домочадцам».
Кулумбегов подчеркнул, что отведать жертвенной пищи могут все, кто постоянно проживает в доме.
«Глава семьи произносит тост, упоминая только Бынаты хицау, и просит, чтобы дом был защищен от напасти, злых чар, злых людей с дурными намерениями, - рассказал Кулумбегов. - Далее он передает слово старшей хозяйке в доме, потому что Бынаты хицау больше расположен к женщине, так как она занимается домашним хозяйством. Раньше ключи от кладовой были у старшей женщины в доме, поэтому домовой по определению должен был взаимодействовать ней».
По словам этнографа, после того, как старшая хозяйка в доме произносит тост и попросит благословения, защиты от сглаза, разных напастей, в доме гасят свет, и вся семья покидает его. Домочадцы выходят во двор и ждут определенное время.
«Минут через пять члены семьи заходят обратно в дом, считается, что за это время Бынаты хицау отведал приготовленные блюда, все, что есть на столе, - продолжил Кулумбегов. - Старший в семье вновь произносит тост с просьбой оказать покровительство дому. Приготовленные блюда могли пробовать только члены семьи, если приходил гость, ему готовили другую еду».
Кулумбегов подчеркнул, что после праздника все кости жертвенного животного необходимо было закопать в земле или выбросить в реку, чтобы собаки или кошки не могли до них добраться, так как это могло обернуться бедой для домочадцев.
«Жертвенная пища для семьи должна быть неприкасаема для живности, - заметил этнограф. - Этот праздник, по большому счету, старинная народная традиция, которая может быть интересна как молодому поколению, так и гостям республики, а относиться к ней серьезно или нет – право каждого из нас».