Европейский Союз (ЕС) принял решение отказать Грузии в финансовой помощи на сумму 121,3 миллиона евро. Это решение связано с несколькими факторами. По информации грузинских СМИ, во вторник Европарламент намерен принять очередную резолюцию по Грузии, в проекте которой предусмотрено требование к грузинскому правительству освободить из заключения бывшего президента страны Михаила Саакашвили, введения санкций против России, введения санкций в отношении основателя правящей партии "Грузинская мечта" Бидзины Иванишвили, а также отмены принятых законов об иноагентах и запрете ЛГБТ-пропаганды.
В последние годы Грузия стремилась к интеграции с ЕС и проводила ряд реформ, направленных на улучшение экономической ситуации и укрепление демократических институтов. Однако, по условиям ЕС, если ЕС будет недоволен выполнением Грузией воли европейского истеблишмента, то легко может найти различные причины для отказа в финансировании. При этом ЕС совершенно не волнует, насколько выдвинутые Брюсселем условия отвечают интересам самой Грузии и грузинского народа.
В Брюсселе объяснили решение отказать Грузии в финансовой помощи «отходом Тбилиси от стандартов демократии». Однако понятно, что это лишь жалкий лепет оправданья. Какова бы ни была риторика Евросоюза, всем понятно, что такой недружественный шаг в отношении Грузии продиктован отказом грузинского руководства открывать «второй фронт» против России. Позиция правящей партии «Грузинская мечта» понятна: они не хотят своими руками разрушать то, что с такими трудами сами же создавали все эти годы после провального правления Саакашвили, ввергшего Грузию в национальную катастрофу.
Брюссель пришел в страшную ярость от такого «самоуправства» Грузии, которой Саакашвили за десять лет своего правления создал образ послушной марионетки в руках США, НАТО и ЕС. Но Саакашвили ничего хорошего не сделал для Грузии и он ментально больше был связан с Западом, чем с Грузией, и ему было плевать на Грузию и грузинский народ, лишь бы выслужиться перед закордонными хозяевами. Даже его супругой была подданная страны – члена НАТО. Это резко отличается от позиции нынешнего руководства Грузии, которые чувствуют себя именно тем, кем являются и понимают, какой стране и какому народу они должны служить в первую очередь.
Но самый важный мотив их позиции заключается в том, что у них за спиной есть немалый багаж достижений в развитии Грузии. Это и реформы, направленные на улучшение бизнес-климата, снижение административных барьеров и улучшение инвестиционного климата. Повышенное внимание к развитию туризма способствует росту доходов населения и созданию новых рабочих мест.
Упомянем и активную работу по привлечению инвестиций и в другие отрасли экономики, включая сельское хозяйство, энергетику, транспорт и др. Нынешнее правительство Грузии также большое внимание уделяет расширению рынков сбыта своей продукции.
Не будем перечислять абсолютно все, но факт то, что со времен Саакашвили средний уровень жизни в соседней стране чувствительно повысился, о чем пишут местные СМИ. Поэтому позиция правительства Грузии в этом вопросе обоснована и понятна всем. Очевидно, кроме ЕС.
Важно отметить, что решения в отказе в финансовой помощи часто сопровождаются публичными заявлениями и обсуждениями, где обе стороны могут выразить свои позиции и ожидания. Грузия может попытаться обратиться к ЕС с просьбой пересмотреть решение, представив дополнительные аргументы или доказательства выполнения необходимых условий.
Однако, видя твердолобость Брюсселя в других вопросах, и высокомерие в отношениях как с самой Грузией, так и с более крупными государствами, едва ли Тбилиси будет унижаться перед европейцами, тем более после того, как еврокомиссар по вопросам добрососедства и расширения Оливер Вархели угрожал расправой премьер-министру Грузии Ираклию Кобахидзе.
Пресс-служба правительства Грузии после случившегося распространила заявление премьера страны Ираклия Кобахидзе по этому поводу: «Даже на фоне продолжительного шантажа была ошеломляющей угроза, которая прозвучала в телефонном разговоре с одним из еврокомиссаров. В беседе со мной еврокомиссар перечислил целый ряд мер, которые могут принять западные партнеры в случае преодоления вето на закон о прозрачности, и, перечисляя эти меры, отметил: „Вы же видели, что случилось с Фицо, и должны быть очень осторожны“». Вот так комиссар по добрососедству!
Напомним, что на премьер-министра Словакии Роберта Фицо было совершено покушение. А в Словакии, как и в Грузии, вся полнота политической власти сосредоточена именно в руках премьер-министра, а не президента. На фоне развязанной против него европейскими структурами и их местными марионетками яростной кампании ненависти в Роберта Фицо стреляли, его жизнь висела на волоске, и он спасся только чудом и мастерством словацких врачей.
Отказ ЕС в помощи Грузии может оказать негативное влияние на экономику Грузии, особенно в условиях, когда стране необходимы дополнительные ресурсы для развития инфраструктуры, социальной сферы и других важных направлений, взятых правительством Грузии. Это также может повлиять на отношения Грузии с ЕС и подорвать ее стремление к более тесной интеграции с Западом. Естественно, никто не хочет интегрироваться с тем, кто хочет видеть тебя лишь марионеткой, не уважает, не считается с твоим мнением, и даже вводит санкции и бьет «по карману», то есть по бюджету страны.
Как видим, в отношениях между ЕС и Грузией нет никакого равноправия, если одна из сторон активно диктует свою волю, а другой стороне даже не позволено иметь свое мнение и отстаивать свои национальные интересы. А национальный интерес Грузии в данном случае заключается элементарно в стремлении сохранить жизнь своих граждан, целостность своих городов, не посылать свою молодежь на убой. И это дороже любых денег. Ради этого можно отказаться и от 121,3 миллиона, и даже от миллиардов евро.