1 февраля – День национальной науки. Научное сообщество Южной Осетии – от прошлого ко дню сегодняшнему

сб, 01/02/2025 - 13:07
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В первый день февраля в Республике ежегодно отмечается День науки. Это один из новых праздников, имеющий «юго-осетинскую прописку» в Календаре праздничных и памятных дат РЮО. 1 февраля 1922 года в Южной Осетии было организовано Научно-литературное общество и этот день можно считать днем зарождения официальной науки на юге современной Алании. В организации основ юго-осетинской науки свой вклад внесли З.Ванеев, Б.Кочиев, П.Тедеев, А.Тибилов, П.Джатиев, Г.Санакоев, Д.Джигкаев.

Научно-литературное общество было создано за четыре месяца до образования Юго-Осетинской автономной области. 20 апреля 1922 года советские власти утвердили южным осетинам ограниченную автономию в составе Грузинской ССР. Среди атрибутов этого статуса были не только автономное правительство, представительные органы, местный бюджет, высшее образовательное учреждение, но и научный центр. Понятно, что понятие «Научно-литературное общество» никак не соответствовало стандартам, принятым в отношении научных учреждений в автономиях Страны Советов. Поэтому в 1925 году Научно-литературное общество было преобразовано в «Юго-Осетинское общество Краеведения», еще через два года, в 1927 году, на его базе учрежден «Юго-Осетинский институт краеведения». Чуть позже, в 1936 году, новая смена вывески – «Научно-исследовательский институт при Наркомате просвещения Юго-Осетии», а в 1938 году исследовательская работа ведется уже в научном учреждении «Юго-Осетинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» при ЦИК Юго-Осетии. В 1944 году это научное учреждение носит наименование «Юго-Осетинский научно-исследовательский институт» при Академии наук Грузинской ССР.

На заре советской власти идеологи большевизма большое внимание уделяли созданию новой идеологии, и в этом начинании немалую роль играла историческая наука. Именно историки новой генерации должны были показать, что все, что предшествовало советскому строю, было реакционным и антинародным, поэтому смена власти на просторах бывшей Российской империи была необходима и неизбежна. Без внимания не оставались не только крупные административные центры, но и окраины новой советской империи. Юго-осетинская наука также была устроена основательно. На базе Юго-Осетинского научно-исследовательского института (ЮОНИИ) был создан солидный центр исследований, прежде всего в части гуманитарных наук. Среди знаковых научных имен юга Осетии Захар Ванеев, Владимир Абаев, Бидзина Кочиев, Сослан Габараев, Баграт Техов, Мурат Санакоев, Баграт Плиев, Зелим Цховребов, Рутен Кабисов, Авксентий Козаев, Нафи Джусойты, Юрий Гаглойти, Георгий Тогошвили (Тогоев), Зинаида Гаглоева, Людвиг Чибиров, АкимСланов, Руслан Дзаттиаты, Алан Чочиев, Замира Цховребова, Николай Габараев, Роберт Гаглойты, Владимир Ванеев, Виктор Техов, Иван Цховребов, Зара Абаева и др. Многие из юго-осетинских ученых всегда были желанными гостями на общесоюзных научных симпозиумах и конференциях.

Следует отметить, что в 20-х годах национальная наука на юге Осетии была относительно свободна от партийных установок и националистического давления из Тифлиса. Перелом произошел во время политических гонений 1937 года. Тогда была выкошена не только «золотая интеллигенция» страны, но, что самое худшее, был уничтожен дух свободы. Даже хрущевская оттепель не принесла ожидаемого возрождения, все еще отзывались резонансом страхи прошлых лет, когда наличие собственного мнения, отличного от насаждаемого партией, могло привести к окончанию карьеры ученого. Поэтому вскоре начинается полоса тотального контроля развития национальной науки со стороны Академии наук Грузинской ССР. Отслеживалось практически все: от планов научных изысканий до содержания самих научных работ...

В годы новейшей истории представители нашей научной элиты проявили себя как яркие защитники суверенитета. И речь идет не только о разработке исторического обоснования права осетинского народа на национальную территорию, на государственную независимость. С началом нашей борьбы часть юго-осетинских ученых ушли в политику и в первые годы составили интеллектуальную основу общественно-политического движения «Адамон Ныхас», которое представляли именно сотрудники Юго-Осетинского Госпединститута и Юго-Осетинского научно-исследовательского института. После научная элита формировала уже властные структуры государства: от министров до главы государства. И сегодня в коридорах власти еще много научных работников, вынужденных совмещать работу в государственных органах с перманентной научной деятельностью. С одной стороны, понятно, что такое совмещение на пользу науке не идет, с другой – научный работник удачная кандидатура для ответственной работы в государственном аппарате. Это личная ответственность и умение сосредотачиваться на конкретнойтеме. Поэтому государство старается сохранять существующий баланс интересов. К слову, именно поэтому для работников научной сферы официально допускается исключение на совместительство. Тем не менее, ощущается еще одна проблема – нехватка кадров.

Сегодня наука в Южной Осетии свободна от необходимости работать с оглядкой на реакцию извне. Но со свободой духа исследования пришли другие сопутствующие проблемы нового постсоветского времени – от снижения финансирования отрасли до падения престижа науки. А для молодой страны научная сфера очень важна.

В настоящее время научная работа ведется в трех центрах: Юго-Осетинском научно-исследовательском институте им. З.Ванеева (ЮОНИИ), Юго-Осетинском Государственном университете им. А.Тибилова (ЮОГУ) и в Министерстве образования и науки РЮО. Важную роль в развитии и ЮОНИИ, и ЮОГУ сыграло повышение их самостоятельности, придание им статуса автономных научных центров – в 2014 году оба научно-образовательных учреждения были выведены из состава Министерства образования и науки и стали самостоятельными структурами под патронажем Президента РЮО.

Юго-Осетинский научно-исследовательский институт является одним из самых старейших научных учреждений не только Осетии, но и Кавказа. Сегодня в этом центре науки функционируют отделы истории и этнологии, новой и новейшей истории, археологии, осетинского языка и осетинской литературы, отдел экономики... В сфере внимания ученых ЮОНИИ вопросы древнейшей и древней истории Осетии-Алании, Нартиады, сохранения и развития осетинского языка, истории осетинской литературы, проблемы сельского хозяйства и промышленности страны…

У ЮОНИИ заключены соглашения с Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Гулиа, с Северо-Осетинским институтом гуманитарных исследований им. В. Абаева, Институтом языкознания Российской академии наук, Институтом мировой литературы им. Горького. Подписано соглашение с Институтом истории материальной культуры в Санкт-Петербурге, в рамках которого стало возможным направлять в этот российский научный центр представителей Республики на соискательство, стажировку и аспирантуру. ЮОНИИ поддерживает связи и с научными учреждениями Республики Болгария. Планируется сотрудничество в научной сфере с Исламской Республикой Иран. Отдельная тема – перспектива сотрудничества с учеными из Франции. Представители института принимают активное участие в научных мероприятиях не только в Республике, но и в Российской Федерации, СНГ. Выпускаются научные исследования в виде монографий и брошюр по значимым для осетиноведения вопросам.

После положительного решения вопроса автономного статуса второе дыхание получил и Юго-Осетинский Государственный университет. Национальный ВУЗ является действительным членом Евразийской ассоциации университетов. Это произошло во время работы XIII съезда Евразийской ассоциации университетов, куда входят национальные университеты всех стран СНГ, ведущие региональные университеты и высшие учебные заведения стран Евразийского пространства. Было подписано соглашение о сотрудничестве с РУДН (Российский университет дружбы народов), МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана... Всего руководство университета заключило соглашения о сотрудничестве с 76 университетами России, Абхазии, ДНР, Приднестровья, Карабаха.

Существенно поменялась и динамика ВУЗа: привлекаются новые научные кадры, готовится молодая преподавательская смена, расширяется тематика научных исследований. В университете организовываются международные научно-практические конференции и круглые столы по истории, философии, политологии, филологии... Сотрудники ЮОГУ принимают участие в работе различных международных научных форумов.

Сегодня ЮОГУ не только научно-образовательный центр, но и пропагандист науки. И это не только десятки научных трудов, издаваемых университетской типографией, но и знакомство широкой аудитории с национальной наукой на просторах интернета и в телеэфире.

Что касается Министерства образования и науки, то, несмотря на то, что в структуре ведомства уже нет собственно научных учреждений, здесь также не забывают об исследовательской деятельности. Ежегодно в рамках сотрудничества образовательного ведомства страны с Российским гуманитарным научным фондом проводятся конкурсы научных работ. Научные исследования бывают совместными, с участием юго-осетинских и российских ученых. Приоритет отдается таким направлениям, как история, археология, этнология, экономика, философия, социология, правоведение, филология, искусствоведение, психология, педагогика, социальные проблемы здоровья и экологии человека, глобальные проблемы и международные отношения.

Руководство Республики делает все возможное для укрепления и развития национальной науки. При этом надо понимать, что взаимоотношение научного сообщества и государства – дорога с двусторонним движением. Требования научного мира страны к государству должны идти параллельно с требованиями ученых к самим себе.Не надо забывать, что общество ожидает от ученого сообщества страны значительных достижений.

Необходимо обязательно определить государственный заказ на науку. Что нужно сегодня государству, существование научного центра как такового, или исследование конкретных научных и исторических проблем? Что важнее – абстрактный престиж или прагматизм? Конкретный посыл. Сейчас в мире разгорается борьба за скифо-сарматское наследие. Десятки ученых из северо-кавказских республик и их спонсоры за рубежом пытаются отобрать у осетин их наследие предков. Если мы это допустим, то может сложиться непростая ситуация для аргументации многих наших основополагающих постулатов. Однако сейчас для этой «священной битвы» на полях древней истории мы располагаем «войском», насчитывающим… одного-двух ветеранов исторической науки. В прямом и переносном смысле. Между тем, сражения на историческом фронте будут нарастать с каждым годом, здесь нужна не только мощная научная база, но и молодая кровь.

Наука в стране должна быть, безусловно, подчинена конкретным целям. Перед ней должны стоять четкие задачи, а не только осуществление общих исследований. Если работает отдел экономики, то его разработки должны применяться в экономической сфере, если это отдел истории и археологии – то материалы исследований должны стать несокрушимым фундаментом аргументации для нашей внешнеполитической деятельности, если это отделы осетинского языка и литературы, этнографии – то мы должны иметь твердую основу национальной идентичности... Наука не должна существовать без связи с потребностями сегодняшнего дня. Не должно быть науки просто ради науки!

Авторство:
Роберт Кулумбегов, кандидат исторических наук, газета "Республика"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest