НЕДЕЛЯ В КОММЕНТАРИЯХ

чт, 20/07/2006 - 17:06
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В течение одной недели в Цхинвале произошло два крупных теракта, в результате которых погибли люди. Еще одна провокация, последняя на этот момент, закончилась тем, что российский миротворец стал инвалидом на всю жизнь. Похоже, Грузия открыто встала на путь террора – как внутри собственной страны, так и за ее пределами, в данном случае – в Южной Осетии. Понятие государственного терроризма губительно для страны, для ее репутации и имиджа, поэтому даже Иран, Ливия и Ирак сейчас избегают открыто провозглашать себя сторонниками терроризма. Есть только две страны в мире, которые открыто проводят политику террора: это Судан, ставший пристанищем террористов всего мира, и Грузия, в прямом эфире устами своего министра внутренних дел передающая угрозы своим мишеням: «Руководители Южной Осетии либо будут арестованы, либо их не будет в живых», - сказал Вано Мерабишвили и показал список «заказанных». Террористы обычно при этом надевают черные маски с прорезями для глаз, эти же посылают сои угрозы открыто.

Их не волнует, как они выглядят на самом деле, когда к ним приезжает западный гость и, стараясь угодить гостеприимным хозяевам, говорит комплимент: «У вас здесь все почти как в Европе». «Почему – как»? – оскорбляется до глубины души террорист № 1 Михаил Саакашвили – Это и есть Европа»! И Европа не содрогается от этого сравнения.

К сожалению, терроризм стал привычен миру, что, в свою очередь, вызывает еще большее ожесточение – теперь, чтобы добиться желаемого, террористам приходится делать ставку на большое количество жертв или убийство самых известных лидеров с целью спровоцировать ответные действия, вызвать масштабную дестабилизацию или деморализовать противника. Все эти цели полностью подходят грузинским террористам, и к их достижению они стремятся своими действиями против Южной Осетии. Причем нас делает уязвимой не только наша традиционная беспечность, но практически полностью открытые границы, через которые можно провезти все, кроме подводной лодки. И не только грузинские торговками с тележками передвигаются по Цхинвальским дворам и закоулкам каждое утро на рассвете. Возможно, есть еще один фактор – пятая колонна, предатель, который служит проводником за соответствующие сребреники.

Кстати, как показывает мировой опыт, затраты даже на самые громкие теракты были незначительны. Так, например, «Аль-Каида» потратила по оценке экспертов на теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне от 350 до 500 тысяч долларов. Теракты в Мадриде в марте 2004 года, в результате которых около 200 человек погибли и 1,5 тысяч получили ранения, обошлись «Аль-Каиде» всего в 10 тысяч долларов. Теракт в Лондонском метро в июле прошлого года, в результате которого 56 человек погибло и около 700 были ранены, обошелся террористам в несколько сотен фунтов стерлингов. Т.е. можно предположить, что исполнители терактов в Цхинвале 9 и 14 июля получили не такой большой гонорар, чтобы его хватило на безбедную старость и, значит, речь идет об идейных соображениях, а не о желании заработать деньги.

За последние 15 лет в мире совершено более 20 тысяч террористических актов. Не избежала терактов и Осетия, причем, Бесланский теракт считается самым жестоким и кровавым. А в отношении Южной Осетии на протяжении последних 15 лет проводится политика грузинского государственного терроризма, т.е. возведенного в ранг государственной политики. «Грузия – единственная страна в мире, в которой убили премьер-министра, задушив его печкой», - сказал Михаил Леонтьев. И, видимо, призрак убиенного не дает покоя террористам, напоминая о себе там и сям.

16 июля все-таки завершились широкомасштабные учения на полигоне Орфоло. М.Саакашвили заранее заверил общественность, что в сторону Цхинвала армия не пойдет, но сам отправился в лагерь резервистов провести отпуск. Да и то понятно, отслужить положенный в условиях тотальной мобилизации срок в резерве ему будет легче в ранге президента, чем потом, когда его свергнут. Что происходило на полигоне Орфоло, и что происходит в самом руководстве Грузии, ставшем полигоном смертельной борьбы всех против всех?

Грузию трясет изнутри. После скандально громкого убийства тбилисского банкира Гиргвлиани оппозиция, заручившись поддержкой общественности и правозащитников, добивается отставки министра внутренних дел Вано Мерабишвили, но тщетно. Он дорог президенту как память. Вернее, как напоминание о призраке убиенного премьера. И, несмотря на то, что за время, прошедшее после убийства, Вано Мерабишвили и его ведомство крупно прокололись уже очень много раз, президент держит его при себе, хотя, впрочем, может, тот его держит на крючке. Ему прощаются бунт и массовые убийства в тюрьмах, расстрел подозреваемых при задержании прямо на улице, бесчинства в университете и монастыре, разгром церкви и многое другое, за что не в отставку отправляют, а сажают в тюрьму. Но этот в воде не тонет и в огне не горит. Возможно, они вместе с президентом ищут выход из ситуации, ведь так долго продолжаться не может. Президентского рейтинга уже не то, что нет, он ушел в минус и резервистская баланда делу не поможет.

Завершив свой визит в Вашингтон, Саакашвили не домой полетел рейсовым самолетом, а в Париж, оттуда же – в Хорватию. Там он задержался и вызвал к себе гонимого министра с его ближайшим окружением. В Грузии уверены, что это начало кадровой карусели, что должно создать видимость обновления и решения проблем, накопившихся изрядно. Здесь есть нюанс: если Саакашвили снимет с должности Вано Мерабишвили, он тем самым признает, что министр внутренних дел действительно убийца, как это явствует из надписей на плакатах участников акций протеста. А это скандал. Чтобы накормить и овец, и волков, придумана эта история с пятым министром: в правительстве якобы срочно назрела необходимость сменить министра окружающей среды, просто жизненно необходимо перевести его сейчас в Конституционный суд. А поскольку это уже пятый министр, покидающий это правительство, то по грузинской конституции весь кабинет министров отправляется в отставку. И все происходит автоматически. Убийцу-министра можно будет куда-нибудь пристроить (есть замечательное грузинское выражение к такому случаю: пристроить его лаборантом) и ждать, когда улягутся страсти.

Но, видимо, в этот момент из кустов появился второй призрак убиенного Зураба Жвания – министр обороны Окруашвили. Так или иначе, на брифинге по поводу возможной смены кабинета министров М.Саакашвили вдруг заявил, что будущая ротация не коснется силовых министров. Наблюдатели учуяли, что президент пожертвует более слабым в данной ситуации призраком – министром внутренних дел. Но, зная мстительность Вано Мерабишвили, президенту придется как-то обезопасить себя, спрятаться, зарыться на время в песок – и вот он оказался в лагере резервистов – самое надежное для этого случая место. Оговоримся сразу, что это всего лишь – наши предположения и догадки, которые, впрочем, развеются уже очень скоро. Несомненно одно – разговоры о том, что Ираклий Окруашвили ведет совершенно неподконтрольную «свою игру» все же кажутся несколько наивными. И значит, невзирая на физиологическую неприязнь к президенту, министр обороны вынужден спасать его шкуру и рейтинг, что в данный момент означает одно и то же. Возможно, этим и объясняется появление несуразной фигуры президента Саакашвили в резервистской палатке. На тот случай, если решение о войне будет принято, все должно выглядеть коллегиально и легитимно: Верховный главнокомандующий находится в ставке и принимает решение о начале военной кампании.

Почему мы сказали «ставка», а не полигон учений? Так сказать учения грузинской армии начались сразу после парада в Тбилиси 26 мая и, как вы помните, в параде приняло участие все, что летает, ползает и шагает в грузинской армии, т.е. весь контингент – 18, 5 тысяч человек. По официальным данным, в учениях на полигоне Орфоло принимало участие 8 тысяч военных, по неофициальным же – не менее 16 тысяч. Разница в том, что по международным стандартам, если в учениях задействовано более 9 тысяч человек, то туда непременно приглашаются международные наблюдатели. Как выяснилось, наблюдателей на Орфоло не было, что дало возможность скрыть, на что расходуются 16 мл.лари, выделенные на учения, а также скрыть причину гибели трех, по другим данным – четырех солдат на полигоне. Не допускаются близко также и журналисты, поскольку, как считают эксперты, даже по скупым видеокадрам можно вычислить грубые ошибки при проведении учений. Что касается самих учений, то, по мнению военных экспертов, если в мероприятии задействовано такое количество военнослужащих и техники, то это не учения, а маневры. Маневры же, как правило, проводятся с целью демонстрации силы или шантажа противника. Хотя необязательно – в Грузии говорят, что этими маневрами Окруашвили шантажирует президента и, как видим, добился успеха.

На самом деле не факт, что вся эта армия собирается двинуться в сторону Цхинвала, хотя такая вероятность достаточно высока. Реально оценивающие ситуацию эксперты в Грузии считают, что вернуть территорию и установить там контроль – это задача не только армии, для этого должна быть готова вся страна, и в первую очередь, экономика. Не последнее значение имеет и политическая стабильность в стране. Впрочем, армия, наверное, готова, особенно, резерв, если учесть, что, например, по Горийскому району губернатор Михаил Карели объявил, что если какой-нибудь глава сельской администрации не выполнит требование по поставке 25 резервистов, он потеряет должность. Бедные главы администрации записывают своих пожилых родственников и записываются сами, но все равно не выполняют плана. Сам Карели тоже записался со своим аппаратом и каждый день пересчитывает личный состав.

140 млн. лари, затраченные на вооружение, согласно отчету Окруашвили, вызывают сомнение у военных экспертов в Грузии – они утверждают, что, находясь в должности министра обороны, И.Окруашвили не приобрел никакой тяжелой техники и крупного вооружения. Почти все, что есть, приобретено до 2004 года. Эксперты подозревают, что министр обороны элементарно ворует деньги. 30 млн.лари, выделенные на строительство новой военной базы в Гори, тоже вызывают сомнение экспертов, которые уверяют, что на строительство может понадобиться не более 5 млн. Так были сэкономлены в свою пользу деньги на строительство аэродрома в Сенаки, который оказался построенным на болоте и сейчас уходит вглубь. Противники любят напомнить министру обороны и тех полицейских, что стояли на коленях в Цхинвале, и то, что не выплачиваются пенсии семьям погибших в 2004 году в Южной Осетии грузинских солдат.

Что ж, практически все акценты расставлены, позиции всех сторон обозначены. Очевидно стало для всех то, что в период прохождения саммита в Петербурге Грузия проявила свой террористический облик уже совсем открыто – теракты в Цхинвале, задержание российской дипломатической машины с сопредседателем СКК Юрием Поповым и генералом Евневичем и принятие окончательного решения по выводу российских миротворцев. Дипломатическая машина на территории Грузии считается российской территорией и то, что она была остановлена вооруженными людьми – это интервенция, в данном случае грузинские террористы ничем не отличаются от иракских, захвативших и уничтоживших сотрудников посольства России в Ираке. Европа, говорите?

Инга Кочиева для радио «Айзалд FM»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest