Сегодня в Цхинвале состоялась пресс-конференция по итогам состоявшегося 23-24 октября в Тбилиси пленарного заседания СКК. На вопросы журналистов ответили Сопредседатель СКК от югоосетинской стороны Борис Чочиев, секретарь югоосетинского аппарата СКК Леонид Тибилов, министр юстиции РЮО Мераб Чигоев и полномочный представитель Президента Республики Южная Осетия в Москве Дмитрий Медоев.
В начале пресс-конференции Борис Чочиев поделился своими впечатлениями от прошедших в Тбилиси встреч, также коснулся предыстории этого заседания.
«Грузинская сторона была бы рада, если бы мы не приехали в Тбилиси, они на это и рассчитывали. До начала пленарного заседания по нашей инициативе состоялась встреча сопредседателей СКК с участием Главы Миссии ОБСЕ в Грузии Тэри Хакала и представителей Еврокомиссии. На этой встрече мы попытались обозначить круг обсуждаемых вопросов. Эти вопросы в основном касались ситуации в зоне конфликта, незаконно выставленных постов и взаимодействия правоохранительных органов в зоне конфликта, создания единого координационного центра и возобновление так называемых «четверговых встреч». В прошлом в рамках СКК проводились встречи на территории объединенного штаба ССПМ по обсуждению текущих хозяйственных вопросов.
Несмотря на ранее достигнутую договоренность, грузинская сторона уже в самом начале заседания заявила о том, что не подпишет никаких документов по итогам встречи.
В начале заседания югоосетинская сторона жестко поставила вопрос о снятии незаконно выставленных грузинских постов в зоне конфликта. Главная цель этого – разблокировать транспортные коммуникации и обеспечить свободное передвижение граждан в зоне конфликта. Мы также потребовали выставления совместных постов правоохранительных органов сторон конфликта на участке ТрансКАМа в селах Тамарашени и Кехви. Что же касается возобновления движения по ТрансКАМу на участке Тамарашени-Кехви, которое перекрыто югоосетинской стороной, то мы заявили, что через 15 минут после того, как они проинформируют нас о прекращении незаконных действий в отношении наших граждан, а именно сканирование паспортов проезжающих там граждан РЮО, мы откроем движение транспорта по этой дороге. В ответ на это грузинская сторона поставила вопрос о совместном контроле Зарской объездной дороги. В свое время югоосетинской части СКК стоило больших трудов добиться того, чтобы был выставлен пост на «Пауке», который находится в зоне конфликта, но дело в том, что Зарская дорога не находится в зоне конфликта, только часть ее, и они не имеют никакого права требовать контроля над ней.
После этого они попытались поставить вопрос о включении представителей «куртинской администрации» в переговорный процесс, и попытались втянуть нас в дискуссию по этому поводу, но мы самой резкой форме пресекли эти попытки, и тема была закрыта. В Дагомысском соглашении ясно обозначены все детали, в том числе и касательно участия в переговорном процессе СКК. Представители «куртинской администрации» не являются стороной конфликта, и нет никаких оснований на их участие в переговорном процессе.
По итогам встречи так и не было подписано никаких документов, несмотря на все наши усилия», - сказал Борис Чочиев.
Ситуацию с положением незаконно задержанных грузинской стороной граждан РЮО прокомментировал министр юстиции РЮО Мераб Чигоев. По его словам, на каждом заседании СКК поднимается вопрос о незаконно-задержанных грузинской стороной граждан РЮО. «Особо я хочу отметить факт задержания миротворцев. Согласно международным нормам, служащие миротворческого контингента, где бы они не находились, обладают неприкосновенностью. Они не подчиняются национальному законодательству. Грузинская сторона утверждает, что эти задержанные являются гражданами Грузии, но это абсурд. Да, они родились в Советском Союзе, но тогда такого понятия как «гражданин Грузии» не было. На данный момент они являются гражданами Российской Федерации, и Грузия не имеет никакого права осуществлять свою юрисдикцию над ними», - отметил он.
Что касается договоренностей о продолжении переговорного процесса, по мнению Леонида Тибилова, грузинская сторона, а именно состав СКК от Грузии, не готова вести переговорный процесс. «Дело в том, что сегодня к переговорному процессу со стороны Грузии пришли новые, молодые люди. Они не знакомы с теми наработками, которые имеются, они абсолютно не знакомы с той документацией, которая выработана в рамках Смешанной Контрольной Комиссии. В частности, они не знают о существовании рабочих групп, созданных по решению СКК, также о «четверговых встречах». Не учитывая ранее достигнутых договоренностей, они выступают с инициативами. Очень трудно вести переговоры при таких условиях», - завершил он.
В связи с этим Борис Чочиев заявил: «Я считаю, для того, чтобы заставить Грузию исполнять решения принятые Смешанной Контрольной Комиссией, российской и североосетинской сторонам СКК, а также ОБСЕ и Еврокомиссии надо проявлять больше принципиальности. Порой все они занимают позицию сторонних наблюдателей».