Рутен Гаглоев относится к числу самых известных представителей осетинской интеллигенции минувшего века

вт, 12/02/2008 - 18:26
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

12 февраля 1888 года в Джавском ущелье Южной Осетии родился Рутен Гбиевич Гаглоев. Рутен Гаглоев относится к числу самых известных представителей осетинской интеллигенции минувшего века, чья судьба не раз круто менялась в революционных бурях. Такие люди как Рутен Гаглоев во все времена являлись движущей силой общества. Его жизнь стала ярким отражением тех этапов истории нашего народа, которые совпали с годами его земного пути. Однако многие интересные детали его биографии до сих пор неизвестны широкой общественности.
В 1905 г. 20-летний юноша Рутен первым привез в Южную Осетию печатный станок с осетинским шрифтом и начал тайно печатать прокламации вместе со своим другом Василием Карсановым на чердаке их дома.
В это же время в Тбилиси было создано осетинское Издательское общество, возглавил его Пора Джиоев. Осетинское Издательское общество печатало газету, литературу на осетинском языке, организовало драмкружок в осетинской школе, публичные лекции на осетинском языке и т.д. Была даже предпринята попытка создания осетинского театра в Тифлисе на базе успешно дебютировавшего 24 мая 1906 г. Затем последовали годы учебы в Императорском Московском университете, Московском высшем техническом училище. Рутен нередко бродил по закоулкам Москвы, охваченной ужасом приближающихся революционных перемен, и его мысли были далеко, в горах Осетии.
К этому же периоду относится и серия статей Рутена Гаглоева, опубликованных в газете «Ног цард». Здесь он нашел выход своих творческих способностей, которые мучили его на протяжении всей юности. В статьях отражается лишь одна из сторон его многогранной натуры. Публицистика Р.Гаглоева отражает его богатый народным фольклором язык и ни на минуту непрекращающуюся связь с судьбой осетинского народа, в сложное время оказавшегося, с одной стороны, под угрозой борьбы с грузинскими националистами, а с другой - вот-вот должно было вспыхнуть классовое кровопролитие.
Эти вопросы волновали всех современников Рутена, но что его отличало от сверстников, так это неуемная энергия и активность. Он жаждал своими руками, своими делами улучшить жизнь простых жителей Осетии.
Будучи студентом Московского Высшего технического училища Рутен Гаглоев написал прошение на имя царя Николая II и просил отпустить деньги на строительство дороги в районе Кехвской теснины. Прошение попало к Царю, он положительно отреагировал, деньги были пересланы в Горийский банк. Через несколько месяцев непроходимая тропинка, где часто случались несчастья, благодаря блистательно проведенным инженерным работам Р.Гаглоева превратилась в широкую дорогу. По инициативе Рутена от с.Кехви до с.Никоз был проведен оросительный канал.
Летом 1913 г. студент-выпускник Рутен Гаглоев был призван в Царскую армию. Командование прослышало о том, что у них на службе состоит инженер и решило использовать его знания. Так Рутен становится заметной фигурой в армии. Он руководит строительством мостов и другими работами по сооружению зданий и т.п.
С началом первой мировой войны Рутен Несторович в звании унтер-офицера был направлен в прапорщики железнодорожных войск Горийского уезда Тифлиской губернии. В 1914-1915 гг. Рутен, повинуясь особенностям своих героических предков, совершал наступательные марши вместе с российскими войсками в Галиции. На привалах между боями молодой офицер, обладающий большим интеллектом, размышлял и понимал, что Российская империя на грани краха. Это было одним из причин, почему летом 1917 г., находясь в отпуске в Осетии, он остался на родине. «Здесь я нужнее, чем где бы то ни было», - говорил Рутен родным.
Рутен оказывается в числе лидеров, возглавивших борьбу народа за свои права. Одновременно он неустанно занимается строительством дорог в Южной Осетии. Тогда же приступил к осуществлению своего самого главного проекта - перевальной дороге. Прослышав о начавшихся дорожных работах, грузинская газета "Кавказское слово" № 50 1918 г. писала: «Осетины хотят делать дорогу на север, осетины открывают русским двери в Грузию, осетины хозяйничают у нас как черти в беспризорной церкви». Пожар гражданской войны, охвативший к этому времени Россию, перекинулся на Кавказ. Повсюду вспыхивали крестьянские бунты. 20-е годы XX в. - одна из самых кровавых страниц в истории Южной Осетии. Однако тут его поджидали серьезные неприятности. Зимой 1919 г. Рутен тяжело заболел тифом и находился в своем доме в с. Ванел. В это время в горную Осетию под лозунгом подавления осетинских мятежников проникли грузинские меньшевики, вырезая бедных крестьян и сжигая дома, угоняли скот. Тяжело больной Рутен шатаясь, подошел к окну и увидел, как прикладом враг ударил его отца Нестора. Затем все провалилось в темноту. Болезнь затянулась, но не победила его.
За немногими исключениями люди бежали на север. Рутен в это время находился на должности коменданта Цхинвала и, как только болезнь отступила, он приехал в Цхинвал. Здесь в 1920 г. грузинские меньшевики арестовали его. Вместе с ним в камере находились Ванка Санакоев (один из первых просветителей Южной Осетии) и Бидзина Кочиев (общественный деятель, писатель, педагог). Из записок Р.Гаглоева: «В 2 часа ночи нас представили перед ясные очи меньшевистского губернатора. Он направил нас в тюрьму. Там клопы съедали нас, мы мучались невыразимо. Последовало распоряжение выслать нас в Кутаисскую губернию. Везли нас в поезде».
Благодаря уму и храбрости Рутен ускользнул от заточения, спрыгнув с мчавшегося на всех парах поезда. Перебравшись на другой берег р.Куры беглец под прикрытием сумерек стал пробираться в сторону Южной Осетии, к утру он добрался до с.Корнис. Здесь он постучался в дом своего бывшего учителя Ника Ханикаева, который поохал, увидев состояние своего любимого ученика, приютил его, обогрел и поделился последними новостями.
Вскоре из Северной Осетии прибыли сформировавшиеся там вооруженные подразделения под командованием Мате Санакоева. Рутен, уже лишенный юношеских иллюзий, вновь появляется на арене общественной жизни и вступает в борьбу за выживание любимой страны. Примкнув к отряду Ивана Санакоева он опять берется за оружие.
8 июня 1920 г., после провозглашения Советской власти на территории Южной Осетии, грузинские меньшевики пришли в ярость и с подкрепленными силами обрушились на Южную Осетию. Если раньше были вспышки беспорядков, то теперь меньшевистская Грузия предприняла попытку полностью вымести южных осетин через горную гряду Кавказа.
Вереницы беженцев растянулись на горных тропах. В жуткой сумятице Рутен Гаглоев, вместе с другими лидерами осетинской интеллигенции, пытался организовать ход беженцев, прокладывая мосты и дороги.
В.Д.Абаев, председатель Ревкома Юго-Осетии писал: «Рутен Гаглоев как никто из специалистов оказал огромную услугу восставшему народу, когда в кошмарные июньские дни снабжал партизан продовольствием, строил мосты, организовал телефонную связь на фронте… Народ бы понес неисчислимые жертвы, но Рутен спас положение».
В Северной Осетии Рутен Гаглоев занимался расселением и обустройством беженцев - южан. Здесь его по доносу задержала полиция. Суд постановил: «Выслать Рутена Гаглоева в глубь России до окончания гражданской войны на Кавказе». Затем последовали ссылка и вновь побег за границу. Он побывал в Польше, Германии, Англии, Франции. Будучи человеком высокообразованным, невероятно деятельным и активным, как в воздухе нуждавшийся в работе, он везде находил применение своим способностям. Но неутихающая ностальгия звала его на родину. В 1928 г. он возвращается в Осетию и вновь приступает к осуществлению строительства Осетинской перевальной дороги. Рутен Несторович занимался этой работой вплоть до 1937 г.
Тогда же Рутен, будучи уже взрослым мужчиной, влюбился в очаровательную девушку Надежду Цховребову. Вскоре они поженились, и она подарила ему сына. (Сын Р.Гаглоева, Ботаз с семьей проживают в нашем городе).
О том, что случилось через несколько месяцев в семье Рутена, во всем ущелье долго шептались. Достаточно сказать, что 19 июля 1937 г. Рутена Гаглоева арестовали по гнусному доносу. Пообещав молодой жене и месячному сынишке вернуться через день, он не вернулся больше никогда.
Рутен Гаглоев всегда с честью выходил из подставляемых ему судьбой и временем испытаний. Он внес незабываемый колорит энтузиаста и романтика, патриота и героя в один из самых тяжелых периодов осетинской истории.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest