«Миротворческий контингент продолжает работать в прежнем формате. Появились определенные нюансы в его работе, но работа продолжается», - заявил СМИ Командующий Смешанными Силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта генерал-майор Марат Кулахметов.
Комментируя сложившуюся за последнее время в зоне конфликта ситуацию Командующий ССПМ сказал, что «все началось 3-го июля, когда дважды в течение дня в зоне конфликта было совершенно два диверсионно-террористических акта, а в дальнейшем произошла эскалация напряженности, после ввода вооруженных структур МВД Грузии в районы Эредви и населенного пункта Сарабук.
В дальнейшем это все переросло в минометный обстрел города и серьезные боестолкновения на южных и юго-восточных окраинах города», добавив, что «ломается тот верхний предел допустимого, постоянно происходит искусственное завышение допустимой планки, до которой стороны обычно не доходили. Это в свою очередь толкает противоположную сторону на аналогичные действия. Третьего числа минометный обстрел как бы сломал то хрупкое равновесие между сторонами. Причем минометный обстрел носил явно провокационный и спланированный характер».
Марат Кулахметов обозначил и поведение офицеров грузинской части ССПМ, в результате которого последовал новый этап обострения. «Примерно за 50 минут до обстрела офицеры грузинской части Объединенного штаба покинули расположение ССПМ. В дальнейшем во всех их действиях прослеживалась определенная тенденция: пока идет провоцирование осетинской стороны, потом идет резкий огневой ответ. Такая тактика применяется в течении последних двух дней. Это происходит в основном в районе Эргнети, южной окраины Цхинвала, Никози, грузинского с. Приси. Систематически это ощущается».
Говоря о задержании правоохранительными органами РЮО четырех военнослужащих министерства обороны Грузии 8-го июля, командующий сказал, что «правоохранительные органы РЮО 8-го числа задержали четырех военнослужащих министерства обороны Грузии, которые в нетрезвом состоянии попали на территорию, подконтрольную Южной Осетии. В дальнейшем происходило то, что раньше вообще не наблюдалось. Ориентировочно около 15:00 у меня состоялся телефонный разговор с командующим миротворческими операциями министерства обороны Грузии генералом Мамукой Курашвили. Он, по его словам, находился в кабинете Министра обороны Грузии и у него конкретное задание министра обороны – «если югоосетинская сторона до 18:00 не отпустит грузинских военнослужащих, то мы развяжем войну». Я его переспросил, отдает ли он себе отчет, что война это очень серьезный вопрос, и имеет ли он такие права, чтобы делать такие заявления. Готова ли Грузия к тому, чтобы ради четырех пьяниц развязывать войну. На что Мамука Курашвили ответил следующее: «Я нахожусь в кабинете министра обороны и передаю соответствующее решение министра обороны».
«Я обязан проинформировать сопредседателей СКК, Миссию ОБСЕ, соответствующие стороны о крайне серьезной позиции грузинской стороны. После этого в течении нескольких часов грузинская сторона проводила комплекс мероприятий, которые предшествуют началу боевых действий. Я приведу один пример – у меня в кабинете были отключены арендные каналы связи, которые проходят через Тбилиси, были отключены телефоны. Это очень серьезный прецедент. Где-то к 20:30 проблема была разрешена – грузинские военные были переданы. Потом опять же мне пришлось вести диалог с грузинской стороной по снятию напряженности. В результате, большая часть практических мероприятий, которые осуществила грузинская сторона, были сняты», - подчеркнул Кулахметов.
- В каком формате, сейчас идет работа с грузинскими миротворцами?
- Внесены определенные коррективы в их работу. Сейчас на территории объединенного Штаба нет грузинской части. Грузинская часть сейчас перешла в н.п. Никози и работа ведется оттуда. Солдаты и офицеры, наблюдатели ССПМ находятся на постах, в том числе и российских. Эта работа продолжается. Да, несомненно, это вносит определенный дискомфорт.
Факт ухода грузинских офицеров с территории ОШ, который находится на территории Южной Осетии, оценивается югоосетинской стороной как подготовка к войне. По-другому осетинское население не может это воспринимать. Это воспринимается именно как демарш. Грузинская сторона говорит, что в ближайшее время вопрос будет разрешен.
Но я понимаю, что искусственное затягивание, к сожалению благоприятно не влияет на ситуацию.
- Как воспринимать этот демарш грузинской стороны и то, что происходит на стратегически важной Сарабукской высоте?
- Действия, которые предприняла грузинская сторона на Сарабукской высоте, безусловно направлены на слом верхней планки допустимого. Действия, предпринятые грузинской стороной в одностороннем порядке в этом направлении однозначно являются нарушением, и они внесли дисбаланс и серьезно осложнили ситуацию. В настоящий момент в том направлении находятся миротворческие силы Грузии и миротворческие силы северо-осетинского батальона ССПМ.
- Как вы считаете, как будет развиваться ситуация в ближайшее время?
- Я считаю, что все-таки разум возобладает, и стороны сядут за стол переговоров. Потому, что тот ход событий, который сейчас происходит, говорит об одном. Все, что сейчас происходит, направлено на развязывание агрессии. К открытому вооруженному противостоянию. Идет активное оборудование фортификационных сооружений. Никто не останавливается. Люди, которые занимаются фортификационным оборудованием, затем скажут: «Мы копаем, мы оборудуем, а что дальше?». К сожалению, эта тенденция не вносит оптимизма. Я вижу один выход, один путь решения – сесть за стол переговоров и возобновить диалог. К сожалению это игнорируется, в первую очередь грузинской стороной.