Как это было – рассказывают выжившие
Мулдарова Марина Георгиевна, 42 года, жительница г. Цхинвал:
В детстве, читая книги о Великой Отечественной войне, про зверства, творимые фашистами, я радовалась тому, что живу в мирное время. Мне бы и в кошмарном не могло присниться, что я стану очевидцем трех войн: 1989-1991 гг., 2004 г. и 2008 г.
Но по своей жестокости военная агрессия 2008 года затмила все остальные. Ночь с 7 на 8 августа вошла в историю осетинского народа как скорбная дата, когда была совершена вероломная, чудовищная по своей сути военная агрессия против осетинского народа, мирно спящих жителей Цхинвала.
В ту ночь Саакашвили в «Новостях» объявил, что Грузия не собирается нападать на Южную Осетию, также было объявлено о заключении перемирия. Все рано легли спать, чтобы наконец-то выспаться после предыдущих бессонных ночей.
Около 12 часов ночи проснулись от оглушительных взрывов. Мы с мамой побежали к соседям, так как у нас самих нет подвала. Все три дня и ночи просидели в этом подвале. Сюда же собрались жители с близлежащих улиц Октябрьская и Пушкина - около 50 человек. Еды не было, но о ней никто и не вспоминал, все были в ужасе и в горле, словно застрял ком. И только благодаря выдержке и самообладанию хозяев дома - Габараева Владислава (Бая) и Сиукаевой Наиры, все сохраняли спокойствие. В подвале вместе с нами были дети в возрасте от 2 месяцев до 15 лет, женщины и старики. Дети как будто понимали трагизм ситуации, никто из них не капризничал, не плакал. Несмотря на то, что дети уже сутки не ели, они даже не требовали ничего. Рискуя жизнью, наш хозяин, где-то добыв хлеб и сгущенное молоко, прибежал домой, чтобы малыши хоть чем-то поддержали ослабленный организм.
Город расстреливали в упор из всех видов тяжелых орудий, из установок залпового огня «Град», бомбардировка осуществлялась еще и с воздуха и др. и из подвала нельзя было выйти ни на минуту - кругом все взрывалось и горело. Несмотря на страх, застывший на глазах у всех, все старались поддержать друг друга хотя бы словом.
Когда грузинские танки вошли в город и стали обстреливать улицы города, мы испытали настоящий шок. Каждый, отчаявшись, мысленно прощался с жизнью, тем более тогда, когда грузинский танк остановился в соседнем дворе и стал обстреливать дома, и была ясно слышна грузинская речь.
9 августа один из снарядов «града» попал в дом соседей. Мать и ее дочь, жительница г.Москвы, приехавшая к пожилой матери присмотреть за ней, прятались в подвале. Во время одной из передышек они вышли из подвала и поднялись на первый этаж. В это же мгновение прямым попаданием снаряда «Града» дочь Абаева Лейла была убита, а мать, Валиева Зоя, ранена.
Нет ни одного дома в городе, который бы не пострадал, так как каждый район обстреливался целенаправленно, чтобы уничтожить мирное население и стереть с лица земли Южную Осетию.
По ул. Пушкина в дом Валиевых попал снаряд, дом сгорел дотла. В подвале осталась 80-летняя пожилая женщина Кабисова Соня. Сосед Кочиев Валерий, рискуя жизнью, вынес женщину из горящего дома и, пробираясь между домами, привел ее в наш подвал. Здесь ей оказали как могли первую помощь, кое-как успокоили, а утром отправили в больницу.
Наниева Мери была ранена крупным осколком в ногу в своем дворе. Потеряла много крови, пока опять-таки не попала в наш подвал. Ей также оказали помощь, и через два дня ее отправили на лечение во Владикавказ.
Находясь в подвале, мы услышали ужасное известие о том, как брат нашей соседки, Ирины Джуссоевой, которая находилась вместе с нами в подвале, хотел вывезти свою семью во Владикавказ. Но грузинский танк в упор расстрелял машину, в которой находилась семья Джуссоевых: отец и двое детей. Несколько дней к сожженной машине никто не мог пробраться из-за непрекращающегося обстрела. И только, когда в город вошли российские войска, смогли добраться к месту трагедии.
В известие, что город будет освобожден, долго не могли поверить.
Вот так наши «гуманные» соседи «любят» осетин, расстреливая и убивая женщин, детей и стариков.