Вопрос: На днях Президент России Д.А.Медведев поддержал инициативу Франции о проведении внеочередного саммита «восьмерки» для поиска решений по урегулированию мирового экономического кризиса. Известны ли сроки проведения встречи и будет ли Россия выступать с какими-либо конкретными предложениями путей урегулирования ситуации?
С.В.Лавров: Во-первых, что касается наших планов, наших идей, то готовых рецептов мы не имеем и не претендуем на то, что знаем ответы на все вопросы. У нас есть свое видение того, как из этого кризиса выходить. Оно было представлено, кстати, на встрече «восьмерки» в Тояко в Японии в начале июля. Президент Д.А.Медведев привлек там внимание к необходимости коллективной проработки вопроса о том, как избежать потрясений мировой экономики и финансов, потрясений, которые уже тогда появились на горизонте.
Сейчас мы поддержали инициативу президента Н.Саркози. Об этом говорил Д.А.Медведев, выступая на конференции по мировой политике в Эвиане. Он подчеркнул, что, учитывая глобальный характер кризиса и необходимость не допустить его дальнейшего разрастания, крайне важно, чтобы помимо государств «восьмерки» присутствовали и другие ведущие экономики, прежде всего традиционные партнеры «Группы восьми». Это – Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Мексика. Можно подумать и о других участниках. Кстати, сегодня, во время моих неформальных переговоров с Министром иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайером я почувствовал, что германская сторона разделяет именно такой подход. Мы согласились с необходимостью проведения такого представительного форума, который выходил бы за рамки «классической восьмерки», и считаем, что такой форум следует должным образом подготовить. В то же время было, по-видимому, нецелесообразно слишком тянуть с его созывом. Консультации по составу участников, по срокам и по подготовительным аспектам начинаются в эти дни. Думаю, что скоро все действующие лица придут к какому-нибудь согласию.
Вопрос: Могли бы Вы прокомментировать присвоение Марти Ахтисаари нобелевской премии мира, учитывая наше неоднозначное отношение к его плану урегулирования косовской проблемы?
С.В.Лавров: Я не могу комментировать каким-то подробным образом решения Нобелевского комитета. Хочу только сказать, что нобелевская премия мира – это такая награда, которая, наверное, должна быть свободна от политики и не должна политизироваться.
Хотел бы еще сказать, что сегодня в ходе беседы с Вице-канцлером, Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером мы обсуждали ход выполнения плана Медведева-Саркози. Германия заинтересована в том, чтобы этот план и далее всеми неукоснительно выполнялся. Германия вносит существенный вклад в формирование корпуса наблюдателей Евросоюза, которые сейчас развернуты в районах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии. С германской стороны мы ощущаем понимание необходимости двигаться в направлении точного и четкого выполнения всех остальных положений плана Медведева-Саркози. Это особенно важно в преддверии женевских дискуссий, которые открываются 15 октября. Наша позиция на этот счет хорошо известна. Мы ее сегодня вновь подтвердили нашим немецким коллегам. Она заключается в том, что дискуссии, а они должны быть посвящены, прежде всего, вопросам обеспечения безопасности в регионе, не могут быть результативными без полноценного участия Южной Осетии и Абхазии. По крайней мере, в том, что касается России, мы будем принимать участие в тех форматах, где эти две республики будут представлены на равных со всеми остальными. Они – жертвы нападения, и к их голосу, безусловно, необходимо прислушиваться, когда мы будем обсуждать пути неповторения этой трагедии.
Вопрос: Европейцы обвиняют Россию в том, что, не выведя войска из Ахалгори, она не до конца выполнила план Медведева-Саркози. Как Вы могли бы это прокомментировать?
С.В.Лавров: Действительно, насколько мне известно, некоторые европейские представители выражают сожаление, что российские миротворцы не выведены из района Ахалгори. Однако, это совершенно не является нарушением плана Медведева-Саркози, поскольку в нем черным по белому записано, что мы обязуемся выйти из районов, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, и что в эти районы вводятся наблюдатели Европейского союза. Ахалгори находится в пределах границ Южной Осетии и, соответственно, на него это положение плана не распространяется.