Соня Хубаева: «Республика Южная Осетия и Аланская Епархия неразделимы»

вт, 02/12/2008 - 15:38
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Интервью ИА «Рес» Уполномоченной при Президенте РЮО по вопросам Религии Сони Хубаевой.

ИА «Рес»: В СМИ очень активно обсуждаются вопросы, связанные с православными церквями в Южной Осетии и Абхазии. С чем это связано? Почему после признания этих республик в качестве независимых государств вопрос юрисдикции стал вдруг таким актуальным? В течение 19 лет наша православная община существовала и будто бы не существовала, и мало кто интересовался, как живет и какие у нее проблемы. Что происходит, как можно все это объяснить?

Соня Хубаева: Действительно, в последнее время на разных сайтах были размещены сообщения о том, что Русская Православная Церковь Московской Патриархии активно обсуждает судьбу православия в уже признанной независимым государством Республике Южная Осетия, а также в Республике Абхазия. Такая забота со стороны РПЦ МП может казаться благим намерением, если бы эти обсуждения не проходили при участии Грузинской Патриархии, с которой у народа Южной Осетии даже в обозримом будущем вряд ли могут сложиться такие отношения, которые можно назвать не только дружескими, но и просто терпимыми. А причина таких взаимоотношений доподлинно известна, разве только абсолютно несведущий может говорить, что к войне в Южной Осетии Грузинская «древнейшая» церковь не имеет никакого отношения. Достаточно обратиться к рекламным роликам Грузинского телевидения, где до сих пор пропагандируются «бойцы», направляемые на «Священную войну» в страну, с которой собирались строить совместное государство «которые, и благословлялись Патриархом страны на «восстановление конституционного порядка» и территориальной целостности Грузии. Перед нападением на нашу республику «бойцы» или просто убийцы упражнялись церковным песнопением. И нас хотят убедить в том, что церковь тут ни причём…
Московская Патриархия озвучила неоднократно, что Русская Православная церковь Московской Патриархии признает Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви. Вместе с тем она выражает надежду на успех в переговорах с представителями Южной Осетии. Трудно себе представить, что осетины будут согласны подчиниться грузинскому Патриарху. Думаю, что это практически невозможно.

ИА «Рес»: В СМИ прошла информация по поводу того, что русские священнослужители упрекают нас в том, что после того, как русские солдаты воевали за Южную Осетию, мы не имеем право находиться в так называемой раскольнической церкви? Как вы это прокомментируете?

Соня Хубаева: Действительно, к сожалению, такие высказывания имели место. Но больше всего вызывают недоумение высказывания председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) в интервью телеканалу «Вести», где он в частности сказал:
«Что же получается? С одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны, духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольничьей Церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так не бывает!».
По этому поводу скажу следующее.
Во-первых, православные Южной Осетии неоднократно обращались в адрес Московского Патриархата с просьбой принять их под свое покровительство. В первую очередь об этом известно было Митрополиту Кириллу, так как чаще всего по этому вопросу южные осетины обращались именно в его адрес, поскольку отношение к его личности было исключительно положительным. С симпатией к нему относились и люди далекие от православия, слушали его субботние выступления по телевидению, считали его другом. Поэтому игнорирование наших обращений каждый раз нами воспринимались с пониманием, ибо нам известны каноны, которые не позволяли решить положительно данный вопрос. Однако, в условиях сложившихся на сегодняшний день реалий, его высказывание, приведенное выше, вызвало возмущение общественности. Оказалось, что Иерархи Русской Православной церкви не смогли дать объективную оценку деятельности Грузинского священства и даже не высказали им те слова, которые они заслуживают. Спасибо Митрополиту Кириллу за то, что посчитал «недопустимым православным народам воевать друг с другом в братоубийственных войнах» и сравнил события в Южной Осетии со средневековыми междоусобными и гражданскими войнами. Однако по его же мнению оказывается, мы были и остаемся частью грузинского патриархата, даже в том случае, если они нас уничтожают, убивают, все равно мы должны знать, что мы - «собственность» Грузинского Патриархата.
Скажите на милость, на каком основании? Это по существу признание за народом Южной Осетии духовной «несвободы»! В этой связи замечу, что в адрес руководства РЮО обратилась общественность с просьбой реагировать на высказывания такого рода, под этими обращениями стоят сотни подписей граждан нашей республики.
Напоминаем, что Грузинская Патриархия в советское время была в «фаворе», ей удалось получить автокефалию в 1943 году, не без помощи «отца всех народов», но она не учредила ни одной церкви в Южной Осетии, а первая действующая церковь Южной Осетии появилась лишь с провозглашением независимости РЮО. При желании достаточно легко в этом убедиться. Грузины на территории Южной Осетии не с 90- х годов 20 века «не имеют возможности окормлять паству на этой территории», а сами добровольно весь 20 век, начиная с 1917 года целенаправленно избегали делать это.
Во-вторых, считаю необоснованными обвинения народа Южной Осетии в неблагодарности в отношении к Русским солдатам, которые защищали нашу землю. Да, здесь проливали свою кровь русские солдаты, и не только русские, но и чеченские и другие бойцы – россияне разных национальностей и вероисповеданий, помогая нам отстоять свою Землю, а вместе с тем и нашу общую Родину – Россию, но делали это вовсе не для того, чтобы нас, «освобожденных», «подталкивали» в ту страну, которая устроила геноцид и убивала и русских, и осетин, выполнявших свой долг перед Родиной. Мне лично непонятно как можно лобзаться с убийцами ни в чем неповинных российских ребят – миротворцев.
Политики Российского государства, в отличие от некоторых священнослужителей, изучили вопрос Южной Осетии и Абхазии, и пришли к единственно правильному решению – признать их в качестве независимых государств. И трудно найти жителя РЮО, который бы не был благодарен руководству Российской Федерации. А ведь в 90-е годы на нас оказывали давление, чтобы мы вошли в Грузинское государство. И как только нас не клеймили, называя «экстремистами», «сепаратистами» и всякого рода оскорбительными выражениями. Однако прошло время и, оказалось, что не мы были «сепаратистами», а грузины, которые вышли из состава единого государства СССР, а мы защищали интересы России на южных рубежах.
Народ Южной Осетии к его чести всегда был, есть и остается союзником России. И упрекать нас в том, что мы чуть ли не предатели, не имеет под собой никакого основания. В течение последних 20 лет погибло большое количество молодых людей, и не только военнослужащих, а молодых наших девушек и парней, ни в чем неповинных, из-за того, что мы не соглашались быть в составе Грузии, а смотрели на север, в Россию.
Сегодня нас окрестили «раскольниками», хотя виновниками такого состояния дел являются сами «обвинители». Такая постановка вопроса может преследовать только одну цель – противопоставить народы Южной Осетии и России, и помочь Грузии «уцепиться» каким - нибудь образом за Южную Осетию. Таким образом, защитники «тезисов обвинения» выполняют ту же роль, что и лобби грузинской политики при Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили. А это означает, что люди, выражающие такие мысли, «льют воду на мельницу врага».
Как сообщал «Кавказский узел», Католикос – патриарх всея Грузии Илия II призвал свою паству «не впадать в отчаяние». «Возможно, Грузия никогда не стояла перед таким испытанием, но это значит, что после этого испытания Всевышний готовит для Грузии большую милость»- заявил Илия II на проповеди в Свято- Троицком соборе в Тбилиси. Похоже, грузинам-братьям русская церковь обещает не только «каноническую», но и другую помощь.
Я разговаривала по поводу всех этих событий с молодым человеком, русским человеком, который воевал в Южной Осетии, причем воевал храбро. Он сказал мне, что ему стыдно за священство России, за ее необъективность в отношении к церкви в Южной Осетии. « Да я готов был уйти из православия из-за их высказываний»- говорил он горячо. Поэтому, я бы посоветовала спросить об этом самих ребят, ваших русских ребят, которые стояли здесь насмерть: готовы ли они нас отдавать Грузии? Надеюсь, вы получите достойный ответ.
Возникает вопрос: для чего Русская Православная Церковь Московского Патриархата оказывает гуманитарную помощь народу, с которым по существу, она не считается? А то, что она не считается с РЮО, свидетельствует факт «дружеской встречи» представителей «братских « церквей, где по высказываниям грузинских священников должны были решить вопросы «недоразумений» в Абхазии и Южной Осетии. На следующий день прошла встреча с представителями Южной Осетии. Я намеренно не буду называть имена священнослужителей Московского Патриархата, которые вели беседу на тему «невозможности существования Аланской Епархии на канонической территории Грузии». Епископу Аланскому Георгию было обещано место наместника МП, и то в случае учреждения Подворья РПЦ на нашей территории. Эту информацию мы получили от самих участников встречи. С такой постановкой вопроса не согласятся и духовные, и светские власти Южной Осетии.
Республика Южная Осетия и Аланская Епархия неразрывно связаны друг с другом. И свое государство, и свою епархию народ Южной Осетии выстрадал, в буквальном смысле слова, на протяжении последних двадцати лет. И сегодня любые усилия разорвать их единство обречено на неудачу и может рассматриваться как попытка давления на молодое государство, стремящееся к саморазвитию. Повторяю: деятельность православной церкви, стала возможной на территории Южной Осетии только после того, как была провозглашена независимость нашего государства.
Аланская Епархия является наследницей Аланской Митрополии, которая входила в состав Константинопольской Церкви, и больше ни в какую не входила. Истинная Православная церковь Греции оказала православным Южной Осетии большую помощь и поддержку в столь трудные для нас времена. Мы ей должны быть благодарны за то, что абсолютно без всякой для себя выгоды, она взяла на себя дополнительное бремя окормления народа Южной Осетии. Жителям РЮО непонятно в чем заключается подрывная деятельность Синода Митрополита Киприана? С самого начала своей деятельности Синод Греческой Православной церкви Противостоящих свои полномочия распространял исключительно на территории Республики Южная Осетия, и никогда не пытался создать свои приходы на территории РФ. Об этом красноречиво свидетельствуют документы об учреждении Епархии на территории РЮО.. Более того, представители Митрополита Киприана с пониманием относились к желанию югоосетинской церкви в будущем решить вопрос юрисдикции Епархии в рамках РПЦ. И никогда никаких скандалов и упреков а адрес своей паствы они себе не позволяли, что вызывало и вызывает у прихожан Аланской епархии глубокое уважение к иерархам этой церкви. Так в чем же выражается враждебность «раскольничьей» церкви? Неужели во всех проблемах РПЦ, накопленных за последние 30 лет виноваты Епископ Георгий и Митрополия Киприана? Где здесь начинается и кончается логика?
В 90-е годы «политики от России» пытались спешно вдавить РЮО в Республику Грузия, а весь российский народ и военные были с нами, как и теперь грузинские лобби активнее самих грузин пытаются разрушить Аланскую Епархию и ввести в РЮО тех священников, которые благословляли убийство осетинского народа и российских солдат. Эти люди ни во что не ставят кровь осетинского и российского народа, пролитую в Южной Осетии. В отличие от них, мы знаем цену крови, пролитой за свободу нашей Родины.

ИА «Рес»: А о чем просила Московскую Патриархию молодежь Южной Осетии накануне августовских событий?

Соня Хубаева: Обращение молодежи было направлено в Московскую Патриархию на имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, в связи с обострением обстановки в грузино-осетинских отношениях. В письме говорилось:
«Молодежь Южной Осетии выражает озабоченность новым развитием отношений между Русской и Грузинской Православной церквями , отраженными в Вашем письме Главе грузинской церкви Ильи II от 4 июля 2008 года где Ваше Святейшество с удовлетворением отметило проявление заботы Предстоятеля Грузинской Церкви о духовной жизни абхазского и осетинского народов».
Молодежные организации РЮО призывали деятелей церкви обратить внимание на националистический угар грузинского духовенства и государства Однако выводов не было сделано и буквально через месяц произошло то, что произошло. И в этом виноваты все, кто мог остановить зарвавшихся политиканов, и ничего для этого не сделал. Более того представителям РЮО было заявлено, что Патриарх Грузии ничего не знал о правде в Южной Осетии, что был дезинформирован. В таком случае он трижды виноват во всех преступлениях его паствы, совершенных на территории РЮО, ведь именно он благословлял войска на войну и в 1989-1992гг и в августе сего года.
Возмутительно, что от РПЦ не было сказано ни одного слова возмущения или осуждения, в адрес церкви – сестры, которая хотела душить своих «собратьев»– осетин, хотела стереть их с лица земли. Мы, кто находился в эти трагические дни в Цхинвале, знаем, что ожидало каждого из нас, если бы не подоспела помощь. И именно в эти дни по телевидению некоторые священники давали положительную характеристику деятельности Ильи II.
Что касается Статуса Епархии то, с учетом тех реалии, которые произошли за последние 20 лет, то она имеет полное право на существование, в том числе с точки зрения канонов, а то, что представители МП говорят об этом – спекуляция канонами. Никто нам не докажет, что мы не имеем право на свою национальную церковь. Мы ее заслужили за упорство и терпение, которое было проявлено народом Южной Осетии за последние двадцать лет неимоверно тяжелой жизни. Мы выносили все невзгоды, мы растили детей, лишая их самого элементарного ради конечного торжества свободы. И мы ее дождались. Многие так и не дожили до счастливого дня признания, многие сложили свои головы. Мы делали все, что зависело от нас. Конечно, добившись вековой мечты, признания независимости от Грузии, мы бы хотели войти в состав Московского Патриархата, в качестве Аланской Епархии, но если это невозможно, то мы оставляем за собой право дальнейшего поиска путей решения наших духовных вопросов. Существуют и другие варианты. Нет безвыходных положений, при желании можно решить любую проблему, при этом безболезненно, цивилизованно, без взаимных оскорблений.

ИА «Рес»: Какова позиция руководства РЮО по этой проблеме?

Соня Хубаева: Однозначно могу заявить, что руководство нашей республики к высказываниям такого рода относится отрицательно. По крайней мере , я не слышала ни одного слова одобрения в адрес Московского Патриархата в связи с проведенными встречами с грузинскими священниками. Это вызывает однозначный протест со стороны югоосетинского населения, даже со стороны тех, кто не имеет отношения к церкви. В связи с этим, на одной из встреч с общественностью Президенту Республики Южная Осетия Эдуарду Кокойты был задан вопрос, как он относится « к встречам двух братских церквей» и их обсуждений вопроса нашей Епархии. На что он буквально ответил следующим образом :
«Руководство РЮО оценивает деятельность Аланской Епархии как чрезвычайно важную ,для судеб нашего молодого государства. Государство поддерживает Епархию и будет способствовать ее дальнейшему укреплению. Что касается вхождения Аланской Епархии в состав Московской Патриархии, то не будем скрывать, мы бы хотели иметь не только политическую, но и духовную близость с Россией. Однако встречи с грузинским священством, и признание территории РЮО канонической частью грузинского Патриархата никак не укладываются с нашими устремлениями. Скажу прямо, что Аланская Епархия обречена на существование как и Республика Южная Осетия, ибо народ выстрадал свое право иметь свою национальную церковь. Я поддерживаю Епископа Аланского Георгия, который поддерживал народ в тяжелые дни войны, находясь рядом с ним. А что касается священников русских, то среди них много таких, кто поддерживает государство РФ и признает свободу осетинского народа. С такими священнослужителями мы готовы сотрудничать».
Я уверена, что большинство руководителей РЮО придерживаются аналогичного мнения, другого мнения и быть не может среди жителей нашего государства, в особенности после 8 августа.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest