Станислав Кесаев: «У Южной Осетии большие перспективы»

ср, 25/03/2009 - 10:20
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Ни для кого не секрет, что, несмотря на географическую и политическую разделенность, народы Юга и Севера Осетии едины, у них одна история, культура, а теперь, с учетом признания независимости, появилась надежда на общее экономическое и политическое будущее. О том, какой путь был пройден до признания независимости Южной Осетии, о существующих проблемах и политическом будущем молодого государства в интервью корреспонденту ИА «Рес» рассказал первый заместитель Председателя Парламента РСО-Алания Станислав Кесаев.

ИА «Рес»: - Станислав Магомедович, как Вы считаете, насколько осуществимы планы по интеграции Южной и Северной Осетий?
Станислав Кесаев: - Начнем с 89-го года, когда все начиналось, и появились первые защитные реакции с осетинской стороны (я даже не разделяю, с юга или с севера). Тогда, чтобы защититься от грузинского экстремизма, мы попытались изменить свой статус, и Южная Осетия обрела статус независимой республики. Так получилось, что в период советской власти грузино-осетинских отношениях был взят определенный тайм-аут, потому что советская власть смогла если не решить, то хотя бы сневелировать остроту вопроса самостоятельности Южной Осетии. В результате долгих переговоров ей был дан статус автономной области. В северной Осетии в 89-ом году Верховный совет РСО- Алания стал рассматривать вопрос о помощи Южной Осетии. И в 90-м году появились Декларация о признании Южной Осетии и план интеграции наших республик. Более того, в Конституции 94-го года совершенно четко обозначено, что Северная Осетия связана с Южной Осетией не только исторически, но экономически и социально. Мы никогда не скрывали того, что, несмотря на политическую и географическую разделенность, наш идеал – это то, что Осетия должна быть единой и независимой.
Изначально, первое руководство «демократической Грузии» и России не очень обращали внимание на наши стремления. Они не могли не слышать, но официальной реакции, все-таки, не было. И я могу сказать, только после «сочинских соглашений», когда Южная Осетия официально была признана зоной конфликта, появились разговоры об этой проблеме в мировом сообществе. Но Россия не предпринимала серьезных действий, была оказана помощь на восстановление жизни в республике после военного конфликта, шли вялотекущие переговоры на уровне СКК. И только после 2000-го года несколько изменилась позиция Российской Федерации. Я могу об этом судить хотя бы, потому что на протяжении всех этих лет, например, Парламент южной Осетии все время поднимал этот вопрос, но все это оставалось без внимания. Только в 2003-2004 году Госдума РФ приняла к рассмотрению документы от Парламента РСО- А о признании Южной Осетии. И это уже вселило надежду.

ИА «Рес»: - И все-таки, к решительным мерам руководство РФ приступило только с началом грузинской агрессии, случившейся в августе прошлого года.
Станислав Кесаев: - Плохо так говорить, но вспоминается поговорка: «Не было бы счастья, так несчастье помогло. Когда власти Грузии осознали, что процесс признания Южной Осетии необратим, он не нашли более адекватного решения, чем военная агрессия, что привело к гибели российских граждан. И если до августа 2008 года Российское руководство обозначало, что есть интересы граждан России в Южной Осетии, после военной агрессии, руководство РФ не могло избежать действий, которые назывались «принуждение к миру», и как логическое завершение, признание РЮО. И теперь открыта новая страница для признанного государства Южная Осетия. Сейчас необходимо оправдать доверие Российской Федерации, и самое главное – доказать, что многовековая борьба шла не просто так. Ведь атрибуты: флаг, герб, гимн – это важно. Главное в государстве – обеспечение благополучной жизни, безопасности, социальной защищенности его гражданам. И эти проблемы в данный момент стоят перед Южной Осетией. И для их решения в республике есть все условия: и климатические, и природные, и самое главное – людской потенциал.

ИА «Рес»: - Каковы самые важные проблемы Южной Осетии, на Ваш взгляд?
Станислав Кесаев: - Неприятно, что у нас появилась небольшая заминка в плане восстановления Южной Осетии и решении социальных проблем, но вызывает уважение и понимание, что признаны недоработки, например в распределении гуманитарной помощи. Я абсолютно признаю действия Эдуарда Джабеевича, в том, он не позволяет, чтобы средства, данные Российской Федерацией РЮО, как это бывает, не «уходили в песок» и не уходили на откаты, приписки и т.д. Сейчас необходимо потратить эти деньги с пользой для восстановления республики. Ведь у Южной Осетии большие перспективы. Сейчас очень важно доказать состоятельность и самостоятельность Осетинского государства.

ИА «Рес»: - Расскажите, пожалуйста, подробнее, какую работу провели в Правительстве и Парламенте Северной Осетии в признании Южной Осетии, как суверенного государства?
Станислав Кесаев: - Наши обращения и в Госдуму, и в Совет Федерации, Президенту, Председателю Правительства РФ, были практически ежемесячными. А как только началась агрессия, первостепенной задачей, для нас было не просто осудить агрессию, но и донести правду о ней мировому сообществу. Ведь руководство РФ долго не рассуждало, вмешиваться им в урегулирование конфликта или нет. Появилась шикарнейшая, объективнейшая формула: «принуждение к миру». Все это – результат не просто наших стенаний, а именно решительных действий на уровне государства, на уровне осетинских диаспор. Все помнят массовые протесты, обращения, пикетирования.

ИА «Рес»: - Каким Вы видите будущее Южной Осетии?
Станислав Кесаев: - Признание независимости Южной Осетии – это и есть ее будущее. Скажем, рассуждений о возврате в состав Грузии быть не может на ближайшие много лет. Но в рамках необходимости придется иметь какие-то отношения с этой страной. Ведь нравится это кому-то или нет, но одна из перевальных дорог из Европы в Азию проходит через Южную Осетию и Грузию. И поэтому невозможно не сотрудничать. Осетины, будь-то северные или южные давно определились, что стратегический партнер для них – это Россия. Необходимо возродить Южную Осетию, необходимо развиваться, решать социальные, экономические проблемы, проблемы демографии. Ведь, скажем, любая нация, достигшая миллионной численности, она уже совсем по-другому воспринимает мир и воспринимается миром. Одно дело быть малочисленным народом с психологией большого, а другое дело – быть немалочисленным народом с нормальной психологией большого. У Южной Осетии большие перспективы. Нельзя упускать исторические шансы, нужно возрождать единую Осетию.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest