Блиц-опрос: 10 сентября Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил, что его страна признает суверенитет Южной Осетии и Абхазии. Ваш комментарий.
Эльбрус Каргиев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в РЮО:
Заявление Президента Венесуэлы Уго Чавес о признании независимость Республики Южная Осетия и Республики Абхазия — это важное политическое событие.
Мне неоднократно приходилось говорить, что признание мировым сообществом двух новых Закавказских государств — это процесс, в начальной стадии, которого мы находимся.
Развитие Южной Осетии и Абхазии как цивилизованных государств, с формирующейся демократией дает основание прогрессивным мировым лидерам, сделать подобный шаг. Пора осознать, что народы Южной Осетии и Абхазии выстрадали полное право самим определять свою судьбу. Россия и Никарагуа проявили это понимание уже в августе и сентябре прошлого года.
Инал Плиев, политолог:
Признание государственной независимости Республики Южная Осетия Боливарианской Республикой Венесуэлой является важным политическим и эмоциональным событием в жизни молодой Республики Южная Осетия.
Необходимо отметить, что смелая позиция Президента Венесуэлы Уго Чавеса, его справедливая социальная политика в интересах широких слоев населения своей страны находила самый горячий отклик в сердцах жителей Южной Осетии даже до его сегодняшнего заявления. Особенно отрадно, что наш народ не разочаровался в этом лидере, к которому относился с такой симпатией.
Сегодня в Южной Осетии люди ликуют. Нам не нужно признания только ради признания, и не нужно признания, которое сделано под давлением, вынужденно, нехотя и неискренне. Но признание со стороны Венесуэлы сделано на основании глубокого и всестороннего анализа вопроса, оно полностью добровольное, искреннее и справедливое, оно исходит из страны, народ и Президент которой пользуются высоким уважением и в России, и в Южной Осетии, и во всем мире. Именно это вызывает нашу особенную радость.
Не могу не подчеркнуть, что, несмотря на тысячи километров, разделяющие Венесуэлу и Южную Осетию, наши народы близки по духу. Нас объединяет горячая любовь к свободе. Венесуэльцы, как и мы, приложили большие усилия в борьбе за свою независимость. Они высоко ценят добро, справедливость, умеют и работать, и радоваться жизни. Очень приятно иметь таких хороших друзей.
Геннадий Кокоев, политолог:
Этот акт президента Уго Чавеса прогнозировался практически сразу после признания государственной независимости Россией двух закавказских республик, так что ничего удивительного или неожиданного в действиях президента латиноамериканской страны нет. Более того, позиция У. Чавеса гораздо более рациональна и конструктивна, нежели позиция Европы и США, которая выражается в упорном и активном нежелании признать существующие реалии, а именно – появление на политической карте мира новых государств и их развитие. Нет никаких оснований сомневаться в том, что процесс дальнейшего дипломатического признания РЮО и РА будет продолжаться. Судя по всему на подходе к признанию страны с руководством левого толка – Куба, Боливия, Эквадор, некоторые страны Африки и Азии. Одновременно надо признать, что в этом смысле контрпродуктивно повели себя страны СНГ, включая Белоруссию, которая, хотя номинально и считается частью союзного с Россией государства, но на деле демонстрирует по отношению к ней чисто потребительское отношение. Мотивация «батьки» Лукашенко заключается в том, чтобы сохранить для Минска комфортное положение в экономической сфере, а в политической демонстрировать даже не нейтральную, а зачастую конфронтационную с Москвой позицию. Яркий пример тому – недавнее решение белорусского МИДа разрешить своим гражданам въезд на территорию Южной Осетии и Абхазии только через Грузию. Фактически это означает запрет белорусам посещать Сухум и Цхинвал.
Так что, хотя возможность признания Южной Осетии и Абхазии Беларусью исключать нельзя, но действия ее нынешнего руководства на оптимистический лад не настраивают.
Что касается запада, то, по мнению германского политолога Александра Рара, он примирится с существующим статус-кво, поскольку грузинская тематика не является более основным приоритетом для Вашингтона и Брюсселя. Во всяком случае, начинать новый виток «холодной войны» с Россией из-за Грузии здесь не желают, поскольку отношения с Москвой в свете иранской и афганской проблем для запада гораздо важнее, нежели виртуальная «территориальная целостность Грузии». Более того, практически все дипломаты и политологи сходятся на том, что Южную Осетию и Абхазию Тбилиси потерял навсегда. Таким образом, запад де-факто признает независимость молодых республик, хотя де-юре и отказывается это зафиксировать.
Контрпродуктовность этой позиции заключается также и в том, что именно признание государственной независимости южнокавказских республик внесло полную определенность и стабильность в ситуацию в регионе. Это, а также исключение для Грузии возможности расправы с осетинским и абхазским народами - важнейшие последствия дипломатических шагов России, Никарагуа и Венесуэлы. Одновременно стоит отметить четкую и последовательную позицию этих народов, их политического руководства, которая стала базой признания их независимости.