Некоторые размышления на тему «Итоги года»

пн, 28/12/2009 - 16:02
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

2009 год стал для Южной Осетии годом переформатирования. Новый этап существования республики, который начался после 26 августа 2008 г., привел к пониманию политической элитой и обществом того факта, что Южной Осетии срочно нужна, жизненно необходима положительная динамика развития всех политических, экономических и социальных процессов, нужна модернизация и резкая активизация всех наших внешне- и внутриполитических институтов.

В этой связи, на мой взгляд, главными событиями 2009 года для Южной Осетии во внутриполитической сфере стали: выделение и начало поступления в республику финансовых средств для проведения восстановительных работ, выборы Парламента РЮО V созыва, реформа исполнительной ветви власти, а также развернувшаяся в обществе достаточно серьезная дискуссия о дальнейшей судьбе югоосетинской государственности.
Надо отдать должное Президенту РЮО, который в достаточно непростой ситуации, испытывая жесткое противодействие с разных сторон, все-таки смог положительно решить вопрос о выделении средств для восстановления в г. Цхинвал частного домовладения. Необходимо понимать, что для России это тоже был непростой вопрос, непростой в плане его правового и административного сопровождения. В свое время Москва не занималась решением таких проблем даже в Чечне. В случае с Южной Осетии Кокойты Э.Д. удалось убедить российское руководство в необходимости и целесообразности принятия и осуществления такого шага. То, что в реальности восстановление, к сожалению, идет далеко не такими темпами, как бы нам всем хотелось, есть, в том числе, и объективная проблема: Россия и Южная Осетия фактически с нуля создают механизм осуществления данного решения. Но то, что сам этот процесс уже сдвинулся с мертвой точки и обладает положительной динамикой, это уже прогресс.
Выборы законодательного органа еще раз продемонстрировали зрелость и состоятельность югоосетинского общества. Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, находясь под сильным давлением со стороны оппозиционно настроенных группировок, которые ставили своей задачей сорвать электоральный процесс и тем самым парализовать функционирование всей политической системы, люди осознанно, руководствуясь представлениями о долге и национальных интересах, пошли на выборы и проголосовали. Проголосовали, прежде всего, за свое государство и за свое будущее. Выборы в Парламент показали, во-первых, что именно народ Южной Осетии является главным и единственным источником суверенитета республики и полновластным хозяином своей политической и исторической судьбы, а, во-вторых, что у нас в обществе есть серьезный потенциал для дальнейшего развития и строительства полноценного, современного и даже инновационного, в плане социально-политических отношений, государства.
Что касается реформы исполнительной власти, то, несмотря на то, что это, пока, нужно расценивать скорее как эксперимент в области кризисного менеджмента, происходящие здесь процессы, также, обнадеживают. Худо-бедно, но Правительство во главе с Премьером начало движение в сторону решения проблемы – создания системы эффективного управления, протекающих в республике экономических и социальных процессов. Пожалуй, главным принципиальным недостатком новой модели исполнительной власти является совмещение основными ее структурами, во-первых, диаметрально противоположных видов деятельности, и, во-вторых, взаимоисключающих функций, таких как планирование, реализация и контроль. Очевидно, что чиновник не может, да и не должен сам себя контролировать. Более того, без решения задачи обеспечения экономической безопасности республики, подразумевающей, помимо всего прочего и борьбу с коррупцией, о чем неоднократно говорили Президенты РФ и РЮО, работа Правительства может стать источником серьезных проблем, начиная от перехода коррупции на новый качественный уровень, заканчивая стагнацией всего процесса экономической реабилитации Южной Осетии.
Серьезным событием, стала развернувшаяся в обществе дискуссия о дальнейшей судьбе и дальнейших путях развития Южной Осетии. Дискуссия показала, что в Южной Осетии, как во всяком здоровом обществе, присутствует достаточно разнообразный спектр мнений по данному вопросу. Большая часть общества рассматривает признание, как этап, который рано или поздно должен закончиться воссоединением севера и юга Осетии в составе России, но есть, также, значительная группа, которая считает, что главная цель достигнута и теперь южным осетинам следует сосредоточить свои усилия на строительстве осетинского национального государства по примеру соседних Грузии, Армении и Азербайджана, а также других государств постсоветского пространства. При этом наиболее радикальные представители последней точки зрения (югоосетинская «как бы оппозиция») настаивают на немедленной диверсификации югоосетинской внешней политики, выходе из-под российской опеки и включения западных акторов, в той или иной форме, в формирование югоосетинской политической реальности. Несмотря на то, что пророссийская ориентация югоосетинского общества пока остается главной константой политического процесса вообще, в обществе постепенно усиливаются позиции прозападно настроенных радикал-националистов. Есть все основания полагать, что в 2010-2011 гг. данная группа консолидируется в политическую партию и попытается выставить на выборах своего кандидата в Президенты Южной Осетии. При этом имеющиеся уже сейчас у этих людей контакты, как с Брюсселем, так и с Тбилиси, не исключают получения ими для реализации своих задач существенной поддержки, как моральной, так и материальной. Третья, самая малочисленная группа, полагает, что Южная Осетия, руководствуясь уникальными основаниями своей политической культуры, а также почти 20-летним опытом строительства политических институтов, может сформировать свой собственный политический проект, найти своего рода «третий путь», который избавит нас от слепого копирования, как индустриального, так и постиндустриального пути развития современного Запада.
Во внешнеполитической сфере главными событиями уходящего года стало подписание с Российской Федерацией целого ряда договоров, предусматривающих дальнейшее расширение сотрудничества в политической, экономической, социальной, военной и других сферах, признание РЮО со стороны Венесуэлы и Науру, а также некоторые изменения в настроениях европейских и западных политиков, которые после опубликованного доклада Х. Тальявини пересмотрели свои взгляды на вопрос о главном виновнике и инициаторе последней «сарматской» или «пятидневной» войны между Грузией и Южной Осетией в августе 2008 г.
Существование положительной динамики в процессе дальнейшего международного признания республики не может не радовать. Но каждое новое признание еще и еще раз доказывает тезис о том, что международное сообщество ждет от нас, прежде всего, способности и умения самостоятельно и эффективно справляться с нашими внутренними политическими, экономическими и социальными проблемами. Очевидно, что дальнейшее движение по пути признания будет напрямую связано именно с решением этого вопроса. Эффективная, социально-ответственная политическая система, способная обеспечивать развитие и безопасность общества, эффективные методы хозяйствования станут в 2010 – 2020 гг. для Южной Осетии пропуском в ее собственное достойное будущее.

Андрей Битаров

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest