Из ответов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ на пресс-конференции, посвященной внешнеполитическим итогам 2009 года, Москва, 22 января 2010 года
Вопрос: Прошел уже год после августовской войны, но, несмотря на это, территория Грузии до сих пор оккупирована. Россия не выполняет шесть пунктов плана Медведева – Саркози. Изменится ли ситуация со стороны России по этому поводу в текущем году? Второй вопрос. В связи с частыми визитами господина З.Ногаидели в Москву, московская и грузинская пресса много пишут о том, что российская сторона якобы сделала ставку на грузинскую оппозицию и конкретные персоны. Ваша позиция по этому поводу?
С.В.Лавров: Во-первых, прошел не год, прошло полтора года после агрессии, которую Михаил Николаевич Саакашвили санкционировал своим приказом № 2. Во-вторых, мы признали два независимых государства. Это было единственным способом обеспечить не только безопасность Южной Осетии и Абхазии, но и само выживание их народов, поскольку повадки господина Саакашвили мы знаем. После того, как агрессия была подавлена и разрабатывались договоренности так называемого плана Медведева – Саркози, мы, Россия, предложили, чтобы на тех международных дискуссиях, которые впоследствии начались в Женеве, обсуждались не только вопросы безопасности, но и вопросы статуса Южной Осетии и Абхазии. Мы, Россия, 13 августа 2008 г. сами предложили обсуждать в международном формате статус Южной Осетии и Абхазии. Это говорит только об одном, что у нас не было никаких планов ни оккупировать грузинскую территорию, ни признавать в одностороннем порядке независимость Южной Осетии и Абхазии. Но затем, когда Президент Н.Саркози отправился в Тбилиси, господин Саакашвили категорически отказался от каких-либо обязательств обсуждать на международном уровне проблемы статуса Южной Осетии и Абхазии. Вот когда прозвучал первый звонок о том, что бессмысленно искать договорные пути обеспечения безопасности и выживания народов Южной Осетии и Абхазии. Потом прозвучали второй и третий звонки – заявления из Тбилиси о том, что территориальная целостность и конституционный порядок на этих территориях будут восстановлены. Мы прекрасно знали, какими методами господин Саакашвили пытался восстанавливать конституционный порядок. Убивая людей, которых он, по логике, должен был бы считать гражданами своего государства, убивая миротворцев, которые выполняли свой мандат по соглашениям, под которыми стояли подписи грузинских президентов. Вот что произошло. В отношении территориальной целостности Грузии. Мы ее полностью признаем и уважаем в тех границах, которые для своего государства определил господин Саакашвили.
Что касается контактов с господином З.Ногаидели или с другими грузинскими представителями, мы никогда от них не уходили. Мы не разрывали, кстати, дипломатических отношений с Грузией. Так что не мы являемся виновниками того, что контакты по официальной линии у нас весьма и весьма скудны. Мы никогда ни перед кем не брали обязательств, и это не входит в международную практику, что мы не будем отвечать на просьбы встретиться с тем или иным политическим деятелем, будь то Грузия или какое-то другое государство. Нам кажется важным, услышать, что говорят те, кто хочет разговаривать с Российской Федерацией, а не только тех, кто отдает приказы убивать ее граждан.
МИД РФ