В конце января в Женеве прошел еще один раунд дискуссий по безопасности на Кавказе, который в очередной раз закончился безрезультатно. Стороны озвучили свои предложения, заранее зная, что они не найдут поддержки у оппонентов. Грузины снова настаивают на «деоккупации», отказываются подписывать с Южной Осетией и Абхазией соглашение о ненападении, предлагая подписать такое соглашение с Россией. Границы двух молодых государств были названы «административными», причем не только грузинами – так их называют и сопредседатели дискуссий от ЕС, ООН, ОБСЕ. Нет подвижек и в вопросе поиска без вести пропавших, кстати, в Южной Осетии их таковыми не считают, обоснованно пологая, что о похищенных гражданах РЮО у грузинских силовиков есть достоверные сведения.
Кроме того, гуманитарные вопросы, к примеру проблемы беженцев, не обсуждаются, пока не будут урегулированы политические разногласия. Международные структуры вообще говорят только о беженцах, появившихся после августа 2008 года, игнорируя более 100 тысяч изгнанных из своих домов за 20 лет грузино-осетинского противостояния. Даже возобновление газоснабжения Ленингорского района Южной Осетии (прекращено в августе 2008 г.) увязывается подачей оросительной воды в Грузию. Список противоречий бесконечен и ни по одному из них не выработана схема решения.
Единственное соглашение о механизмах по превенции и реагировании на инциденты (достигнуто на 6-м раунде), не работает из-за отказа югоосетинской стороны участвовать во встречах, пока Грузия не предоставит сведения о без вести пропавших гражданах РЮО. Грузины эти сведения не предоставляют и механизмы не работают. К тому же там никак не могут решить вопросы председательства на встречах. Сами решения, принятые участниками механизмов, да и дискуссий в Женеве, носят рекомендательный характер. Это притом, что обязывающие (Дагомысские) соглашения в период их действия регулярно нарушались.
Получается – переговоры ради переговоров. Аргумент, что Женева является для Южной Осетии международной трибуной конечно весом, однако Женева трибуна также для Грузии, где ей лишний раз предоставляется возможность поговорить о «деоккупации», «административных границах» и показать миру Д.Санакоева – предателя, который бы и дня бы не прожил, окажись он в Южной Осетии.
Словом, для РЮО вреда Женевские дискуссии приносят больше, чем пользы. Данный факт признал и руководитель югоосетинской делегации Борис Чочиев. Он заявил, что в случае отсутствия ощутимых подвижек на следующем раунде дискуссий, Южная Осетия больше в Женеву не поедет. Объективность главного югоосетинского переговорщика, конечно, радует, однако просто отказаться от дискуссий тоже не выход. Необходимо искать другие формы выхода на международный уровень, поскольку трибуна Южной Осетии все-таки нужна.
Ирина Каджаева, политолог.