Самое страшное воспоминание, наверное, для всех цхинвальце – это три дня в августе 2008-го года, и тогда мало кто вообще думал о будущем. В те дни была единственная цель – выжить... После признания Россией независимости РЮО появилась другая цель – жить! Но где? Ведь выжившие остались на улице…
Две послевоенные зимы цхинвальцам пришлось пережить, и тема восстановления стала обрастать самыми невероятными слухами. Но сегодня только слепой может не видеть, что ситуация меняется в лучшую сторону. Корреспондент ИА «Рес» встретился с теми, кто уже отмечает новоселье и с теми, кому повезло меньше.
Улицы Цхинвала преобразились. На местах, где два года стояли обгоревшие стены, сегодня возвышаются новые дома. Люди, потерявшие дома в результате грузинской вооруженной агрессии в августе 2008-го года, еще в прошлом году выбирали макеты проектов домов, какими бы они хотели видеть свои новые дома, а сегодня эти проекты реализованы. Единственное, что объединяет все разнопроектные дома, это стандартная площадь нового жилья в 125 квадратных метров.
8 августа 2008 года, когда в Цхинвале шли ожесточенные бои, и горящие дома не были необычной картиной.
У жительницы Цхинвала Ирины Дзасоховой 8 августа сгорел дом на Аланской улице Цхинвала. За два последующих года Ирина узнала, что такое зима в палатке, отсутствие цивилизованных условий жизни, и не теряла надежды, что все-таки придет время, когда она получит ключи своего нового дома.
Сегодня Ирина собирается справлять новоселье и рада как никогда. Ее надежды оправдались. На месте старого дома за полгода вырос новый двухэтажный дом, пусть и не такой большой как прежний.
«Строительством дома занималась фирма ООО «ЛЕЯ». За полгода они выполнили весь комплекс работ. Я даже не контролировала качество проводимых работ. Я не строитель, поэтому меня легко обмануть, но для контроля строительства приходили сотрудники Стройтехконтроля ГУП РЮО. Они остались довольны проделанной работой строителей. Я, со своей стороны, бесконечно благодарна рабочим за добросовестный труд», - говорит Дзасохова.
К сожалению, не всем так везет с субподрядчиками не всем, хотя везение в подобной ситуации не должно было играть никакой роли. Дела многих субподрядных организаций рассматривают в прокуратуре РЮО. Михаил Джиоев, проживающий в Цхинвале по ул. Пушкина просто разводит руками от возмущения.
«Строительная фирма, которая занимается строительством моего дома, расчистила остатки сгоревших стен и залила фундамент дома. А потом оказалось, что денег на строительство нет - деньги растратили и теперь на строительную фирму заведено уголовное дело. Теперь я забросил все остальные дела и через день хожу в прокуратуру. Меня там успокаивают, что растратчики ответят за содеянное. А какая мне польза от того? Дом-то мой стоит недостроенным. Лучше бы отдали людям деньги, и каждый бы сам построил себе дом качественнее и быстрее, чем приезжие строители, у которых одна забота проесть деньги бедных людей», - говорит Михаил.
Пока Ирина Дзасохова планирует, какого цвета купить кухонный гарнитур, Михаил Джиоев ломает голову, сколько еще его дом будет стоять недостроенным? Конечно, и его дом будет построен, но когда это произойдет пока приходиться только гадать.
Мария Котаева