Блиц-опрос: Довольны ли Вы ходом восстановления республики и осуществляется ли на Ваш взгляд, должный контроль над деятельностью подрядчиков?
Андрей Тадтаев, эксперт:
Темпы восстановления в республике конечно же недостаточные. В 2009 году только в частном секторе планировалось построить 250 новых домов на месте полностью разрушенных в августовской войне. Причем Зураб Кабисов (председатель комитета по восстановлению РЮО) заявлял, что это минимальная планка, а построено будет наверняка больше. На сегодняшний день частных домов построено и восстановлено чуть больше 100. Причина, по словам Кабисова, в задержке финансирования со стороны Москвы.
В свою очередь председатель межведомственной комиссии по восстановлению Роман Панов заявил на одном из совещаний в Цхинвале, что перечисление средств тормозится, потому что Южная Осетия не предоставляет вовремя документацию под финансирование. Это признали и власти Южной Осетии (премьер Вадим Бровцев и директор ГУП ДРПНП Исмагил Каримов). По словам Кабисова у российских ведомств уходило более месяца на перечисление средств под очередной пакет документов, тогда как Панов и Бровцев с Каримовым говорят, что средства приходили в течение 7-10 дней. Кто виноват в действительности пока не ясно, но сроки сорваны, сотни семей до сих пор ютятся по съемным квартирам и приспособленным под жилье гаражам. Вызывает вопросы и качество строительных работ. Облезающая краска, осыпающаяся штукатурка, некачественные окна и кровли не редкость, как на частных, так и муниципальных объектах.
В начале года президент РЮО Эдуард Кокойты собрал на совещание подрядчиков и, заявив, что средства за 2009 год дошли в полном объеме и никто не сможет сказать что ему не заплатили, поинтересовался по какой причине на стройках не кипит работа. Ни тогда, ни на нескольких последующих совещаниях внятного ответа на этот вопрос получено не было. Несомненно, доля вины подрядчиков очевидна. На некоторых из них заведены уголовные дела, некоторые, получив авансы и ничего не сделав, сбежали в Россию. Однако недобросовестных подрядчиков нанимали государственные структуры, и контролировать их деятельность должны были они же. Поэтому, говоря о контроле за работой подрядчиков, я бы сказал, что впечатления о полной бесконтрольности не создается, но должного – нет точно.
Юрий Вазагов, журналист:
О процессе восстановления Южной Осетии можно говорить долго, с пафосом и не очень. Вкратце можно лишь сказать, что непосредственно ход восстановительных работ вызывает много нареканий с разных сторон. Если восстановление и строительство многих объектов вошедших в комплексный план, удалось завершить хоть и с опозданием, то наибольший накал информационной шумихи наблюдается по вопросу строительства индивидуальных домов.
Какими бы причинами не объяснялись многомесячные задержки, отставание от графика, факт налицо – строительство частных домов затянулось недопустимо. Разумеется у Южной Осетии ранее не было опыта столь масштабного для небольшой республики строительства, но тем не менее при более лучшей организации работы и большем профессионализме соответствующих функционеров такого накала страстей, доведших до обострения внутриполитическую и социальную обстановку можно было бы избежать.
Руководителей структур отвечающих за восстановление частного сектора еще в мае 2009 года предупреждали, что они могут не справиться с такой неуправляемой разношерстной ордой подрядчиков, привлеченных для строительства индивидуальных домов, была дана рекомендация вместо около 50 мелких субподрядчиков задействовать несколько крупных строительных организаций. Этого не было сделано по разным причинам. Теперь приходится выправлять отнюдь не радующие результаты.
Орава мелких субподрядчиков для осуществления работ набрала рабочих из различных регионов России, в основном из Северного Кавказа, как оказалось многие из них начали учиться строительному делу именно здесь в Южной Осетии, не имея раньше абсолютно никакого опыта, вместо кирпичей многие из них имели дело со стадами баранов. Разумеется, коэффициент полезного действия таких горе-строителей оставляет желать лучшего. Почему-то строительные бригады из Северной Осетии, имеющие большой опыт городского строительства были привлечены лишь в небольшой степени. Контроль над работой многочисленных субподрядных организаций как показало время, далек от эффективности. Если так называемая строительная организация строит обычный двухэтажный дом в течение полугода и никак не может достроить, то стоит поставить вопрос о ее дееспособности и компетентности вообще. О множестве других просчетов можно уже не говорить, достаточно сказать, что улицы Цхинвала полны рабочими месяцами не получающими зарплату от своих подрядчиков. Часть из них влезла в долги, часть промышляет мелкими кражами. Отчаявшиеся обращаются в прокуратуру Южной Осетии и другие инстанции, надеясь хоть так добиться справедливости. Естественно на фоне такой картины говорить о должном контроле не приходится.
Зоя Джиоева, житель г. Цхинвал:
После войны комиссия Администрации города Цхинвал обходила поврежденные квартиры, и моя квартира была внесена в списки на восстановление. Впоследствии в ГУПе «Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов» я посмотрела списки и увидела, что там моей квартиры нет. В ГУПе говорят, что списки были заменены в Комитете по восстановлению, а в Комитете по восстановлению говорят, что не вносили в списки изменений. Таким образом, непонятно, кто так произвольно обращается со списками. Недавно Комитетом моя квартира все-таки была внесена в списки, но пришли представители ГУПа и сказали, что отремонтируют только одну комнату. А в других квартирах сделали евроремонт и даже заменили сантехнику. У кого спросить вразумительный ответ, для меня непонятно.
Алан Джиоев, житель г. Цхинвал:
Отвечу коротко. Конечно, ход восстановления разрушенного жилого фонда оставляет желать лучшего. Свидетельством этому являются «голоса вопиющие в пустыне» бездомных вот уже второй год. А вот контроль, особенно в наше время, не может быть недостаточным!