Правоохранительные органы Южной Осетии проводят мероприятия по изъятию находящегося в незаконном обороте оружия. Чтобы наглядно продемонстрировать алгоритм этой работы замминистра внутренних дел – начальник криминальной милиции РЮО Виталий Гассиев пригласил журналистов на местах посмотреть на уже конфискованные стволы, а заодно ознакомиться с уже достигнутыми МВД результатами.
Здание МВД пострадало во время военных действий в августе 2008 года, а ремонт еще не завершен. Поэтому криминальная милиция временно располагается в одном из зданий городской газовой службы. Здесь замминистра проводит нас по кабинетам, где хранится изъятое оружие.
В одном из кабинетов на столе лежит автомат и выстрелы от гранатомета. Рядом - несколько ящиков с боеприпасами от стрелкового оружия и сигнальные ракеты.
«Это оружие было изъято вчера в результате спецоперации. Виновные задержаны и понесут ответственность», - заявил замминистра.
По его словам, часть оружия изымается из незаконного оборота в ходе оперативных мероприятий, часть принимается от населения в ходе добровольной выдачи.
«В конце января этого года руководство страны объявило мораторий на силовое изъятие оружия, чтобы население смогло определиться, что оно собирается делать с незарегистрированными стволами: сдать его или зарегистрировать. Т.е. если гражданин захочет хранить у себя оружие, оно должно пройти идентификацию и регистрацию. Сам гражданин проверяется на предмет психической вменяемости и после этого решается вопрос о выдачи разрешения на хранение огнестрельного оружия. Процедура несложная, занимает немного времени. Это может быть и короткоствольное оружие, автоматическое или охотничье. В любом случае, без регистрации оружие у гражданского население не может находиться. Мораторий закончился 1 марта. Сознательные граждане приходят и добровольно расстаются с оружием. Кто-то устал его хранить, другие поняли, что держать его у себя больше нет смысла. Безопасность населения обеспечивается соответствующими структурами, в отличие от недавнего времени, когда реальная угроза войны вынуждала население разными путями приобретать оружие», - рассказал Гассиев.
Однако, МВД не сможет решить проблему, рассчитывая исключительно на сознательность населения, поэтому часто приходится прибегать ко второму варианту изъятия оружия из незаконного оборота – силовому. Проводятся оперативные мероприятия. Оружие изымается, а те, у кого оно незаконно хранилось, привлекаются к уголовной ответственности. Возбуждение и расследование уголовных дел – прерогатива следственного управления МВД, которое квартируется в снимаемом частном доме. В сопровождении начальника криминальной милиции едем туда. Здесь нас встречает начальник следственного управления Петр Тадтаев. Он тоже показывает нам автоматы, гранатометы, ящики с патронами и гранатами.
«Сегодня изъяли вот этот автомат и 500 патронов к нему, - говорит Тадтаев, взяв в руки автомат с отпиленным прикладом. - Все, что вы видите, проходит как вещдоки по находящимся в производстве уголовным делам. Есть также оружие и взрывчатка из схронов грузинских подразделений, оставленных до и во время августовской войны».
«У вас есть возможность отследить последовательность нашей работы по изъятию оружия. После изъятия оружие направляется сюда, в следственное управление. После расследования и определения степени ответственности материалы уголовного дела направляются в суд, где определяется степень вины и выносится приговор», - поясняет Гассиев.
По его словам, после августа 2008 года сотрудники МВД изъяли из незаконного оборота более 200 единиц стрелкового оружия: «Это только стрелковое оружие. Кроме того, изымаются взрывчатые вещества, спецсредства, боеприпасы. Причем оружие изымается не только сотрудниками МВД. В этом процессе участвуют МО, прокуратура и КГБ. Все оружие находится на строгом учете, исключена любая возможность возвращения в незаконный оборот. После решения суда, оно перевозится в общий склад, а оттуда на утилизацию».
Затем мы отправляемся на склад, где конфискованное и добровольно сданное оружие ждет утилизации.
«Вы можете составить себе представление о количестве изъятого», - говорит Гассиев, показывая небольшую комнату, до потолка заставленную автоматами, пулеметами, винтовками и ящиками с боеприпасами.
«Происхождение оружия, по словам Гассиева, сейчас трудно установить: «Даже оружие, захваченное у грузинских военных или изъятое у граждан Грузии, может иметь советскую маркировку. Оно когда-то закупалось или было захвачено в разное время на складах советских или российских войск в Грузии».
За незаконное владение оружием уже осуждено несколько десятков человек.
«Это преступление средней тяжести и при первой судимости, как правило, виновных не заключают под стражу – обычно даются условные сроки», - поясняет Гассиев.
В то же время, около 50 человек изъявили желание добровольно расстаться с незаконными стволами.
«Именно такой способ сбора незарегистрированного оружия мы приветствуем, но, к сожалению, только таким способом решить проблему не удается», - заключил Гассиев.