Законопроекты «О государственном языке РЮО» и «Об осетинских фамильных именах» обсуждались сегодня на заседании президиума парламента Южной Осетии. Вел заседание спикер парламента Станислав Кочиев. Вопросы на рассмотрение вынесла вице-спикер, председатель Комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Мира Цховребова. Она рассказала о необходимости принятия данных законов.
«Это очевидно для всех. Наши фамилии искажены до неузнаваемости и имеют несвойственные ни нашему языку, ни нашей культуре окончания», - отметила Цховребова.
Вице-спикер особо подчеркнула, что ни один законопроект, который принимает парламент, не имеет никакой целевой направленности против ущемления прав любых народов, проживающих в Южной Осетии и не метит на территорию русского языка, русской культуры в Южной Осетии.
«Это априори должны все понимать. Это должны понимать в России. Речь идет о том, что мы, любя Россию, заботясь, как никто из народов России, о ее целостности и процветании, тем временем, заботимся и о собственном процветании. Это то, что нами движет, это что, через что мы хотим встать на ноги. Мы получили признании, в нашей Конституции написано, что государственным языком Южной Осетии является осетинский язык. А под каждое слово конституции в любом государстве, где есть стройная законодательная система, прописывается закон», - сказала Цховребова.
Вице-спикера Юрия Дзиццойты интересовал вопрос, на какой стадии находится программа развития осетинского языка. Как рассказала Мира Цховребова, программа существует давно, и частично она выполняется.
«Та программа, которая у нас сейчас есть, начинается с создания дирекции или комиссии по осетинскому языку. Это будет группа лиц, ученых. Я бы доверила ее возглавить Юрию Дзиццойты, лучшему ирановеду и осетиноведу современности. И эта комиссия будет уполномочена проводить в жизнь статьи закона о языка». - отметила она.
По итогам обсуждения было принято постановление вынести на парламентские слушания законопроекты «О государственном языке РЮО» и «Об осетинских фамильных именах».
В разделе «разное» депутат Геннадий Кокоев поднял вопрос о том, что экономический и юридический факультеты закрываются на этот год. Он выразил возмущение по факту того, что ученый совет не проводился, голосования не было, а решение было принято какими-то кулуарными методами: «И всех поставили перед фактом. Мы строим независимое государство и при этом упраздняем армию. Мы говорим, что у нас нет специалистов и при этом закрываем основные факультеты. Вместо этого открывают открывают факультет промышленного и гражданского строительства. У нас нет никакой материальной или учебной базы, нет преподавателей и нет контингента абитуриентов. У нас сплошной провал в обучении черчения, физики и математики. Какого уровня специалисты у нас будут?».
Геннадий Кокоев также выразил опасения, что есть все основания полагать, что из 230 наиболее подготовленных и грамотных выпускников, уехавших по лимитам на учебу в Россию, никто не вернется, и они не пополнят наши профессиональные кадры.
В связи с этим Мира Цховребова отметила, что совместно с минобразованием Южной Осетии разработан договор, в соответствии с которым выпускник будет обязан вернуться в любом случае и проработать здесь определенное количество лет.