Нерешенные проблемы осетинского села

вс, 05/09/2010 - 15:53
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Осетинское село – это источник нашей жизни, наших родовых корней. Поэтому происходящие в селе процессы, повседневная жизнь сельского населения, их проблемы должны находиться под пристальным вниманием руководства нашей Республики. Однако то, что происходит в некоторых сельских местностях сегодня, к сожалению, не внушает оптимизма.

В подтверждение своих слов хочу описать повседневный быт жителей села Прис Цхинвальского района РЮО. В некогда большом селе сегодня на постоянной основе проживают около 35 семьей, в основном пожилые пары, которые не пожелали покидать свой родной очаг. Однако этот родной очаг мало чем может порадовать этих людей. Начнем с того, что в 1990-х годах село Прис приняло на себя основной удар грузинских фашистов. Почти все дома в этом селе были сожжены грузинскими солдатами. Многие жители остались без крова над головой, без необходимых вещей, без средств к существованию. Но с Божьей помощью и усердным трудом принялись вновь строить дома, налаживать свою жизнь. Откуда им было знать, что спустя почти 20 лет, в 2008 году у некоторых из них второй раз в жизни появится та же проблема – негде жить!
Жилище Петра Бесаева мало чем напоминает большой красивый двухэтажный дом, каким оно был до войны в августе 2008 года. В дом попал снаряд, в результате чего он сильно пострадал. Но семье Бесаевых больше негде жить - он и его супруга Феня вынуждены жить в доме, который в любой момент может рухнуть. По словам хозяина дома, в августе 2008 года от верной гибели его семью спасло только то, что в этот момент они находились во дворе.
«Все куда-то бежали, прятались, но где прятаться? Мы с женой тоже вышли во двор, отошли чуть подальше от дома. В этот момент в дом попал снаряд. Стены второго этажа рухнули, как карточный домик. Когда я увидел, во что превратился мой дом, я пришел в ужас», - рассказывает Бесаев.
В этом доме самая востребованная посуда – тазики, ведра, кастрюли, в которых хозяева собирают дождевую воду, ведь в непогоду здесь льет так же, как и на улице.
«Каждый вечер я молю Бога о том, чтобы эти аварийные стены не обрушились на нас. Я даже из комнаты в комнату боюсь передвигаться спокойно, хожу на цыпочках. И так уже два года. Скоро опять зима, и я себе не представляю, как мы ее переживем», - вздыхает супруга Петра Феня.
И таких семьей в Присе пять, не считая тех, у которых дома частично разрушены. И все жильцы в один голос твердят о том, что у них нет даже надежды на то, что их дома восстановят.
«За два года мы обошли все инстанции, но никакого результата. Председатель Госкомитета по восстановлению Зураб Кабисов нам сказал, что на наше село денег не выделено, но как это понять, разве мы не Южная Осетия? Разве мы не осетины? - недоумевает жительница села Прис Фрося Бестаева . - Я всю свою сознательную жизнь провела здесь. В 1990-х годах грузины сожгли мой дом, все мое имущество. Нам дали вагон, где мы прожили некоторое время. Потом иностранцы построили нам маленький домик. Но в 2008 году грузинский снаряд превратил его в руины, мой вагон также со всех сторон продырявлен. И где мне теперь жить?»
По ее словам, жители села за исключением двух мешков муки не получили никакой гуманитарной помощи.
«Никакого внимания со стороны Правительства Республики, хоть бы когда-нибудь поинтересовались, в каких условиях нам приходится существовать. Ведь Цхинвал всего в двух километрах от нас. И кто не помнит, что самые ожесточенные бои, и в 90-х годах ХХ века и в 2008 году, разворачивались именно за господствующие присские высоты?! Но теперь, когда война закончена, нас забыли», - добавила Бестаева.
Феликс Бестаев, другой житель села, отчаялся получить хоть какую-нибудь помощь. На свои скудные средства он купил шифер и накрыл крышу своего дома, которая также пострадала от грузинских снарядов. Сельчане обрабатывают свои огороды, выращивают овощи и фрукты, держат домашних животных, тем и живут. Нетрудно представить, как тяжело этим людям придется зимовать в нынешних условиях, без материальной и моральной поддержки, без элементарных условий. И жилье – далеко не единственная проблема сельчан. Отсутствие питьевой воды тоже порядком усложняет жизнь жителям. Единственный источник, который снабжает село питьевой водой, находится в 500 метрах от села. Летом еще ничего, кое-как справляются, а вот зимой, в грязь и снег, держа в одной руке ведро, другой опираясь на палку, пожилые люди вынуждены таскать воду. В плачевном состоянии находятся и внутренние дороги села.
«В селе как бы функционирует медпункт, там работает одна молодая девушка медсестрой. Но даже простые болеутоляющие таблетки у нее редко бывают. В случае крайней необходимости приходится ездить в город за лекарствами. А мы в основном люди пожилые, тяжело даже по двору передвигаться, не то что в город ездить», - поделилась проблемами пожилая женщина Маня Багиаева.
Но, несмотря на все это, этих людей объединяет одно – любовь к своей земле, к своему родному селу, такому далекому от цивилизации, любовь ко всему осетинскому. И когда мы рассуждаем о восстановлении и развитии сельского хозяйства Южной Осетии, то не должны забывать и о проблемах, о трудностях и надеждах каждого сельского жителя, каждого хозяйственника.

Джульетта Козаева

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest